3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мопаровские схемы управления дворниками

Мопаровские схемы управления дворниками

В современных автомобилях стеклоочистители могут работать в двух режимах — непрерывном и пульсирующем, когда между следующими друг за другом взмахами щеток следует пауза. Этот второй режим очень удобен при слабом дожде и измороси. Можно ли оснастить таким устройством автомобили, у которых стеклоочиститель может работать лишь в одном режиме, и щетки, даже при слабых осадках, двигаясь непрерывно, раздражают водителя и преждевременно изнашивают лобовое стекло автомобиля?

Устройство, схема которого показана на рис. 1, позволяет сделать пульсирующим режим работы стеклоочистителя, снабженного электрическим приводом.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства управления стеклоочистителем

Оно представляет собой несимметричный мультивибратор, собранный на транзисторах Т1 и Т2, и ключевую ступень на транзисторе Т3. Нагрузкой ключевой ступени служит электромагнитное реле Р1. Контакты Р1/1 этого реле управляют работой электродвигателя стеклоочистителя.

Одновременно с открыванием транзистора Т1 открывается и транзистор Т3. При этом срабатывает реле Р1, и включается электродвигатель. Через короткий промежуток времени транзистор T1, а вслед за ним и транзистор Т3 за кроются, и реле отключится. Однако электродвигатель останется включенным через свои блок-контакты (на схеме не показаны) до тех пор, пока не закончится цикл движения щеток. Новый цикл начнется со следующего открывания транзистора T1. Длительность паузы между взмахами плавно регулируют переменным резистором R3. Длительность паузы можно изменять в пределах 5—40 с.

Устройство смонтировано на печатной плате, показанной на рис. 2.

Рис. 2. Печатная плата устройства

Плату располагают под приборным щитком, а ручку резистора R3 выводят на лицевую панель щитка.

В устройстве использовано реле РЭС-10, паспорт РС4. 524.304. Можно использовать любое подходящее реле с током срабатывания 50—70 мА. Транзисторы Т1—Т3 могут быть заменены любыми низкочастотными маломощными n-р-n транзисторами. Переменный резистор R3 типа СП или CТО.

В качестве переключателя В1 можно использовать установленный на автомобиле переключатель, удалив перемычку между выводами 2 и 3 (см. схему).

В положении 2 переключателя В1 стеклоочиститель работает в непрерывном режиме, а в положении 3 — в пульсирующем.

Модернизация стеклоочистителей. Стеклоочиститель-автомат.

В. Ломанович, А. Кузьминский

Стеклоочистители, устанавливаемые на некоторых современных автомобилях, работают в непрерывном режиме. Однако рационально снабдить стеклоочиститель соответствующим автоматическим устройством, обеспечивающим его периодическое включение и отключение по заданной программе. На рис. 1 приведена схема электронного устройствадля автоматического включения стеклоочистителя с заданной периодичностью.

Рис. 1. Принципиальная схема устройств для автоматического включения стеклоочистителя

Мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2 генерирует прямоугольные импульсы, которые подаются на базу транзистора Т3, в коллекторную цепь которого включено электромагнитное реле Р1. Длительность импульсов, поступающих па вход транзистора Т3, изменяется в пределах от 1 ДО 30 с в зависимости от положения движка переменного резистора R2, при этом соответственно изменяется и период срабатывания реле Р1. Нормально замкнутые контакты 1Р1 и 2P1 реле P1 включены параллельно и служат для управления двигателем стеклоочистителя.

При подключении электронного автомата к типовому стеклоочистителю нужно отсоединить зажим «3» от шасси с тем, чтобы в дальнейшем контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 (см. рис. 1) можно было подключить к точке «3» и шасси (общий минус). При этом сохраняется возможность работы стеклоочистителя в обычном (неавтоматическом) режиме.

После подачи напряжения на электронное устройство реле Р1 срабатывает и контакты 1Р1 и 2Р1 разрывают цепь питания электродвигателя стеклоочистителя через 0,3—0,5 с после замыкания тумблера В1. Время, в течение которого электродвигатель выключен, зависит от длительности управляющих импульсов, поступающих на базу транзистора Т3 от мультивибратора (см. рис. 1).

После окончания паузы контакты реле Р1 замыкаются и стеклоочиститель начинает работать. С помощью переменного резистора R2 длительность пауз можно изменять. Так же, как в режиме непрерывной работы, автостоп отключает электродвигатель только после того, как щетки стеклоочистителя займут исходное положение на ветровом стекле.

Отметим, что электронный автомат позволяет использовать стеклоочиститель в любом из режимов непрерывной работы (с малой или большой скоростью перемещения щеток). В случае отказа электронного блока работоспособность стеклоочистителя в обычном режиме сохраняется.

Вместо переменного резистора R2 можно установить малогабаритный переключатель на 2—5 рабочих положений (например, кулачковый переключатель ПКМ), коммутирующий несколько постоянных резисторов. Сопротивление их подбирают таким образом, чтобы получить желательную длительность паузы между включениями двигателя стеклоочистителя.

На рис. 2 приведена схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич».

Рис. 2. Схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич»

Выбор программы работы стеклоочистителя осуществляется с помощью многополюсного кулачкового переключателя на пять положений типа ПКМ9-1 (В1—В9), который устанавливается на щитке водителя. Первоначально, как показано на рис. 2, все контакты ПКМ9-1 разомкнуты, рукоятка его находится в первом положении и стеклоочиститель не работает. Во втором положении переключателя замыкается выключатель В1 и стеклоочиститель начинает работать в непрерывном режиме с медленным перемещением щеток по ветровому стеклу. В третьем положении ПКМ9-1 кроме В1 замыкаются выключатели В2 и В3. Добавочное сопротивление Rд цепи обмотки возбуждения ОВ2 электродвигателя при этом замыкается накоротко, и стеклоочиститель переводится по второй непрерывный режим с ускоренным движением щеток. В четвертом положении переключателя ПКМ9-1 выключатели B1, В2 и ВЗ размыкаются, а В4, В6, В8 замыкаются. При этом подается питание на электронный блок и устанавливается первый автоматический режим с паузами в 5 с между включениями электродвигателя стеклоочистителя. В пятом положении ПКМ9-1 устанавливается второй автоматический режим с паузами в 10 с между включениями стеклоочистителя (В4, В6 и В8 разомкнуты, В5, В7 и В9 замкнуты).

Все постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Переменный резистор R2 может быть типа СП3-6, СП3-13 или СПО-0,5. Электролитические конденсаторы С1 и С2 типа К50-6 или ЭМ, С3 — типа МБМ или БМ. В качестве транзисторов Т1 и Т2 могут быть применены маломощные низкочастотные транзисторы типа П13—П16, МП39— МП42 и другие, а в качестве Т3 — транзисторы типа МП25—МП26 с любыми буквенными индексами. Переключатель ПКМ9-1 перед установкой нужно разобрать и установить кулачки так, чтобы они обеспечивали замыкание и размыкание выключателей B1—В9 в указанной выше последовательности. Электромагнитное реле Р1 типа РЭС-9, паспорт РС4.524.202 или РЭС-6, паспорт РФО.452.106.

Налаживание автомата стеклоочистителя в основном сводится к подбору величины сопротивления резистора R3, т. е. времени, в течение которого контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 остаются замкнутыми при работе устройства в автоматическом режиме. Это время не должно превышать время полного хода щеток стеклоочистителя (туда и обратно) на большой скорости, которое составляет 0,8—1 с.

Реле времени для стеклоочистителя

Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.

Читать еще:  Как установить противотуманные фары на нива шевроле

Рис. 1, Схема включения прерывателя в цепь двигателя
Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на однопереходном транзисторе.

Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.

Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение «Прер» практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором M1, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1.

Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе C1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора T1 (через время паузы), импульс С этою транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его. Электродвигатель M1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.

При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1—2 до 5—7 с. Для увеличения времени паузы до 10—15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.

На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора.

Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора

В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 — электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 — типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2)—типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) — типа МП106 или МП116, транзистор Т2 — типа MПI102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.

Конструктивно реле времени размещается в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборным щитком автомобиля таким образом, чтобы водитель имел доступ к ручке переменною резистора R2. Схематический рисунок печатной платы реле показан на рис. 4.

Рис. 4. Печатная плата реле времени:
а — размещение деталей схемы реле на однопереходном транзисторе; б — размещение деталей схемы реле на транзисторном аналоге; в—печатный монтаж схемы реле на однопереходном транзисторе; г — печатный монтаж схемы реле на транзисторном аналоге

Автоматическое управление дворниками и омывателем ветрового стекла для Нивы

На отечественном кроссовере «Нива» используется самая простая система управления очистителем ветрового стекла. Это рычаг на три положения: 0 — выключено; 1 — прерывистый режим работы; 2 — постоянная работа дворников. А также кнопка без фиксации включающая мотор подачи жидкости на жиклеры омывания ветрового стекла, активируемая нажатием рычага на себя. Все это просто, но жутко не удобно. Что бы почистить стекло во время движения необходимо одновременно и переключать рычаг и нажимать на кнопку омывайки. И все это в то время когда идет дождь и летит грязь, ограничивая видимость, отвлекает от дороги.

Мною было разработано устройство которое устраняет этот не достаток. Преимуществом данной схемы является то, что не нужно что то обрезать и переделывать в автомобиле. Устройство подключается между колодками подключения рычага и кнопки на под рулевом переключателе к схеме автомобиля и для управления использует те же рычаг и кнопку. Режимы работы устройства представлены в таблице 1.

Положение рычага управления мотором дворников

1 короткое нажатие

2 коротких нажатий

0 — мотор дворников выключено

Один проход дворников.

Автоматическое очищение стекла. На 7 секунд включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на 7 секунд включается мотор дворников.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на время на которое была нажата кнопка включается мотор дворников.

1 — прерывистый режим работы дворников (3 временных интервалов паузы (7, 5 и 3 секунды)

Циклическое уменьшение паузы.

То же, что и в режиме 0.

То же, что и в режиме 0.

2 — постоянный режим работы дворников

На 7 секунд включается мотор омывайки.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки.

На рисунке представлена схема:

Сердцем устройства является микроконтроллер ATTiny13. Питание схемы от бортовой электрической сети, питание микроконтроллера через стабилизатор напряжения LM7805. Резистор R1 и конденсатор C5 в схеме сброса МК обеспечивают временную задержку запуска контроллера, для надежного запуска прошивки. Вход PB0 (5) подключен к кнопке мотора омывателя ветрового стекла. Вход PB1 (6) к рычагу управления работы дворников, в положении 1 подтягивается к земле. Для определения положения положения рычага вход PB2 (7) подключен через делитель и стабилитрон, ограничивающий входное напряжение до 4,7 вольт, к контакту реле U3, в нормальном положении который в свою очередь подключает его к + мотора дворников. Логика определения положения рычага дворника следующая: если PB1 опущен на землю, то рычаг в положении 1 иначе в 0 или 2-ом положении, при этом если на PB2 логическая 1, то положение 2. Можно было конечно PB2 также подключить к рычагу управления работой дворника. Но в данном случае реле U3 нужно будет держать включенным на все время работы дворников в режиме 2. При использованном подключении, мотор дворников на постоянную работу включается с помощью штатного контакта рычага и подавать напряжение на реле U3 нет необходимости.

Выход PB3 управляет через резистор R4 и транзистор Q1 реле U3 мотора дворников. Выход PB4 через резистор R5 и транзистор Q2 и с помощью реле U4 включает мотор омывайки.

Прошивка контроллера основана на RTOS приведенной в цикле статей на сайте http://easyelectronics.ru/avr-uchebnyj-kurs-operacionnaya-sistema-vvedenie.html. Фьюзы выставлены по умолчанию, на новом МК ни какие фьюзы менять не надо.

Читать еще:  Как правильно подключить дополнительную печку на газель

Схема подключения к электрической системе автомобиля:

Контакт 1 на схеме подключения это крайний левый контакт J1 на принципиальной схеме, далее по порядку.

Транзисторы и диоды в цепях реле можно заменить на любые подходящие по параметрам.

В архиве к статье: прошивка в hex файле, исходник на ассемблере (в файле define.inc можно выставить другие временные интервалы, если по какой либо причине предустановленные не подходят, откомпилировать можно в AVRStudio), проект в Fritzing, печатная плата в PDF, а так же модели для 3d печати корпуса устройства и корпусов штекеров (все печатал как есть, кроме штекера на 2 контакта папа, его масштабировал при печати в 1,05 раз).

Фото и видео работы устройства:

Мопаровские схемы управления дворниками

Прочитав на нашем форуме топик https://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=6807, решил соорудить подобный девайс.

Покупные ( http://www.mtu-net.ru/deka-auto/index.htm и http://www.partner.ryazan.ru/63.htm) не устроили по причине того, что такой агрегат можно сделать самому, да и руки чесались что-то сотворить.

Основная задача ставилась сделать регулируемую паузу и автоматическое включение дворника на 3 взмаха при включении омывателя. В ходе реализации было решено сделать управление еще и задним дворником.

В качестве «мозгов» взял Atmel AT89C2051, по причине того что у меня два таких контроллера валялись без дела. К тому же цена такого контроллера у нас 67 руб. Кварц сначала предполагалось взять на 14 МГц от старых компьютерных плат. В последствии был найден кварц на 3,5МГц (хотя с данной прошивкой можно и на 4 МГц). Этот кварц и был установлен, так как не требовал установки на плату двух конденсаторов на 22 pF. В предлагаемых архивах прошивки именно на кварц 3,5 МГц.

В качестве среды разработки выбрал Bascom-51. Причин несколько:
— мне пока не приходилось работать с архитектурой MCS-51, нужно было на чем то попробовать;
— я больше года не программировал на C, а до этого писал на нем предыдущие 5 лет эпизодически;
— язык простой, поэтому есть надежда что нивоводы примут участие в разработке.

Вниманию нивоводов предлагаются три варианта устройства:

1. Универсальное устройство для управления одним дворником dvornik2051v3.zip (в архиве имеются прошивки под кварцы 3,5, 4, 12, 14 МГц).

2. Устройство для управления двумя дворниками для автомобилей с задним дворником ВАЗ2121 и ВАЗ2104 dvornik2051v6a.zip (прошивка на 3,5 МГц).

3. Устройство для управления двумя дворниками для автомобилей с задним дворником ВАЗ2121 и ВАЗ2104, с возможностью включения заднего омывателя и дворника при включении переднего dvornik2051v6b.zip (прошивка на 3,5 МГц).

Алгоритм управления устройством (можно распечатать как инструкцию пользователя)

Для переднего дворника

1. Переведите переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим» – установится стандартная пауза работы стеклоочистителя (примерно 4 секунды между взмахами щеток).

2. Для изменения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы. Если пауза больше 20 сек, дворник будет делать 2 взмаха. Если пауза больше 40 сек, дворник будет делать 3 взмаха.

3. Паузу можно уменьшить. Для этого выдержите требуемый интервал времени в положении «Прерывистый режим», затем переведите переключатель в положение «Непрерывный режим» и в течение первого взмаха щеток обратно – в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.
При омывании стекла щетки делают 2-4 взмаха после выключения омывателя (большее количество взмахов соответствует более длительной работе омывателя).

Для заднего дворника (прошивка из архива dvornik2051v6a.zip и dvornik2051v6b.zip)

1. Переведите переключатель в режим «Задний дворник включен» — установится непрерывный режим.

2. Для включения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Задний дворник включен». Установится новое значение паузы. Задний дворник, при этом будет делать по 4 взмаха через паузу.

3. Паузу можно изменить переводя задний дворник в режим «Омыватель» или в режим «Выключено».
При омывании стекла щетки делают 2-4 взмаха после выключения омывателя (большее количество взмахов соответствует более длительной работе омывателя).

Дополнение для устройства версии 6b (прошивка из архива dvornik2051v6b.zip)

Если переключатель заднего дворника находится в положении «Выключено», а переключатель переднего в положении «Прерывистый режим» или «Непрерывный режим», то при включении переднего омывателя включится задний омыватель и задний дворник. При этом щетка сделает 2-4 взмаха после выключения омывателя.

Схемы и конструкция

Схема устройства для управления одним дворником:

Схема устройства для управления двумя дворниками:

Как видно отличия только в наличии еще одного реле для управления вторым дворником.

Схема включения переднего дворника:

По этой схеме можно подключить любой из вариантов устройства, если требуется регулировать паузу только переднего дворника.

Схема включения устройства dvornik2051v6a:

Схема включения устройства dvornik2051v6b с зависимым включением заднего омывателя:

Печатная плата устройства для технологии «под утюг»:

Размер платы 56х63, для установки в корпус от реле поворотов классики.

Желтым показаны перемычки, красными стрелками площадки для впайки стабилитронов D3-D6 и резисторов R6-R1, синими стрелками места для реле. Расположение остальных деталей станет понятно после сравнения с принципиальной схемой.

Для прошивки контроллера AT89C2051 требуется программатор. У меня есть самодельный Turbo6. Но для чистоты эксперимента я собрал на куске картона схему «Программатор 89с2051», взятую в http://www.lazerlink.ru/1/sadat/atmel/py2051.zip. Но выдающихся результатов он не показал и работал крайне неустойчиво:

Рекомендую использовать программатор собранный по схеме с сайта http://www.ic-prog.com/index1.htm. Кликните сюда, чтобы схема открылась в новом окне. Программу управления для программатора можно взять с вышеозначенного сайта.

В заключение несколько фотографий устройства

Заранее приношу извинения за низкое качество снимков. Фотограф не тот и фотоаппарат не очень. С расстояния менее полуметра снимки получаются размазанные, а с большего расстояния из картинки 1600х1200 трудно что-то выжать.

Фотографии устройства для одного дворника:

Устройство для управления двумя дворниками:

На фотографии видно, что установлены разные реле. К сожалению, бескорпусное реле, приготовленное для управления задним дворником, оказалось с зеркальным расположением выводов по отношению к реле переднего дворника. А именно под него и разрабатывалась плата. Правда я предусмотрел на плате разводку и отверстия под реле BS-115C, которое и поставил.

Внешний вид устройства:

Устройство на автомобиле (к сожалению качество снимков никакое):

Разъемы переключателя режимов переднего дворника:

Разъем выключателя заднего дворника:

P.S. Замечены небольшие задержки при включении переключателя в «Прерывистый режим».

P.P.S. Для улучшения помехозащищенности рекомендуется между входом и общим проводом 78L05 впаять конденсатор емкостью примерно 50 мкФ.

Читать еще:  Как стучат гидрокомпенсаторы видео на приоре

Дополнение от 20.10.07

Если кто то пожелает собрать реле дворников с программируемой паузой, то измените включение реле передних дворников по следующей схеме:

Стеклоочиститель с регулируемой паузой

Большинство старых автомобилей имеют довольно простую схему управления стеклоочистителем. Она как правило имеет два режима работы, прерывистый и постоянный, что не совсем удобно, так как если осадков совсем-совсем мало, то щетки ходят скрипя. А включать и выключать их каждый раз, чтобы смахнуть «пару капель» очень быстро надоедает. Именно поэтому автор данного устройства и решил расширить диапазон прерываний. В результате получилось устройство, благодаря которому стало возможным регулировать паузы от 5 до 60 секунд.

Стеклоочиститель с регулируемой паузой подключается параллельно, к контактам конечного выключателя стеклоочистителя. В том случае если регулятор паузы выключен, контакты выключателя SA1 разомкнуты, и стеклоочиститель работает в штатном режиме.

В тот момент, когда происходит замыкание контактов выключателя SA1, конденсатор C1 быстро заряжается через электродвигатель привода стеклоочистителя ( кстати он же и защищает контакты конечного выключателя от подгорания). А вот конденсатор C2 наоборот, заряжается медленнее, через соединенные последовательно резисторы R4 и R5. Когда напряжение на нем достигнет определенной величины, то откроются транзисторы VT2 и VT1, напряжение поступит на управляющий электрод тиристора VD1, после чего последний откроется. Собственно открытие тиристора и приводит электродвигатель стеклоочистителя в движение.

После нескольких оборотов электродвигателя, контакты конечного выключателя замкнутся, и произойдет разряд обоих конденсаторов (C1 и C2). Схема вернется в исходное состояние.

После завершения полного хода щеток, концевой выключатель разомкнется и двигатель стеклоочистителя остановится. Конденсаторы C1 и C2 опять начнут заряжаться и цикл работы повториться.

О деталях. Транзистор VT1 можно заменить любым аналогичным обладающим p-n-p проводимостью, а транзистор VT2 на любой, но с проводимостью p-n-p. Тиристор VD1 используется типа КУ202 с любым буквенным индексом.

Переменный резистор R4 с выключателем, типа СП3-10бМ, СП3-12к. Лучше всего выбрать его из группы А, так как в этом случае длительность паузы будет регулироваться линейно. В качестве постоянных были применены резисторы типа МЛТ, ОМЛТ, МТ. Конденсаторы C1, C2 типа К50-6, К50-16 с рабочим напряжением не ниже 16 В.

О регулировке. Длина паузы, как было сказано ранее, регулируется от 5 до 60 секунд. Однако в случае необходимости, минимальную длительность можно изменить, подобрав резистор R5, а максимальную — изменяя величину переменного резистора R4.

Блок управления стеклоочистителем

Многие автомобили прежних лет выпуска имеют простой регулятор скорости работы двигателя стеклоочистителя — на два положения «быстро — медленно». Более удобен в работе блок, предлагаемый в этой статье. Он обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение 1. 4сек. (1-3 цикла работы щеток). Паузу между циклами можно регулировать от О до 20 сек., переменным резистором, устанавливаемым на передней панели. Аналогичный блок был описан в [1]. Но у него есть существенный недостаток: в зависимости от бортового напряжения автомобиля временные интервалы устройства заметно изменяются. Благодаря применению современной элементной базы предлагаемое устройство лишено этого недостатка и содержит меньшее количество деталей.

Рассмотрим работу блока по схеме электрической принципиальной (рис.1). Времязадающий узел собран на таймере DA1. Подробно возможности этой ИМС описаны в [2]. Таймер генерирует импульсный сигнал с независимой регулировкой длительности импульса подстроечным резистором R1 (двигатель стеклоочистителей работает) и паузы переменным резистором R2 (двигатель стеклоочистителей не работает).

При включении блока штатным выключателем, установленным на приборной панели автомобиля, через R3, VD1 и R1 начнет заряжаться конденсатор С2. Сразу после подачи напряжения питания на выходе таймера DA1 устанавливается высокий уровень напряжения. Транзистор VT1 будет открыт и цепь питания двигателя стеклоочистителей замкнется. Внутренняя схема таймера построена так, что после зарядки конденсатора С2 до 2/3 напряжения питания на выходе таймера напряжение уменьшится практически до нуля, и транзистор VT1 закроется. Двигатель же остановится после возвращения щеток в исходное состояние.

Седьмой вывод таймера — это выход открытого коллектора транзистора. Резистор R3 — нагрузка этого транзистора. Его эмиттер соединен с «землей». Когда таймер переключится, с внутреннего триггера ИМС на базу этого п-p-n транзистора приходит положительный сигнал, и он открывается. В результате в точке А мы имеем напряжение, близкое к нулю. Конденсатор С2 начинает разряжаться через R2, VD2 и транзистор микросхемы. Когда напряжение на конденсаторе уменьшится до 1 /3 напряжения питания, таймер снова переключится в единичное состояние(вывод 3) и закроется внутренний транзистор. Конденсатор С2 снова начнет заряжаться.

Питание таймера и времязадающих цепей стабилизировано микросхемой DA2, чтобы временные параметры блока не зависели от бортового напряжения автомобиля. Конденсаторы С1, С4 обеспечивают нормальную работу этой ИМС, предупреждая ее самовозбуждение. Конденсатор СЗ снижает влияние помех на длительность формируемых импульсов. Диод VD3 необходим для защиты транзистора VT1 от ЭДС самоиндукции обмотки двигателя, возникающей при ее коммута-ции. Резистор R4 задает базовый ток транзистора VT1 на уровне 50. 70 мА. Нагрузочная способность выхода 3 DA1 -100 мА, так что при отсутствии составного транзистора VT1 его можно заменить электромагнитным реле. При этом диод VD3 не понадобится.

Детали. Транзистор VT1 может быть с любым буквенным индексом. Диоды VD1, VD2 любые кремниевые малогабаритные. Диод VD3 можно взять из серий КД213, КД2999, КД2997 с любым буквенным индексом. Конденсатор С2 желательно из серий К52, К53. Это долговечные конденсаторы с малыми токами утечки, но, так как они обычно имеют малые емкости, то конденсатор С2 можно составить из двух, включив их параллельно. Остальные конденсаторы любые керамические малогабаритные. Постоянные резисторы типов С2-33, МЯТ, переменный СПЗ-ЗОа, подстроечный СПЗ-386 или СПЗ-38д.

Конструкция. Блок собран на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита.

Расположение деталей и рисунок проводников печатной платы показаны на рис.2. На печатной плате имеются 4 крепёжных отверстия и отверстия для фиксации проводов, приходящих к блоку управления. Рекомендуется от блока сделать провода длиной 7 см, зачистить их на длину около 2 см, а потом соединить их с автомобильными проводами методом скрутки с последующей изоляцией. Диод VD3 необходимо располагать над транзистором VT1 изолирующей стороной его корпуса к транзистору. Устройство устанавливают на автомобиле под приборной доской. После этого подстроечным резистором R1 выставляют количество циклов работы щеток от 1 до 3.

Александр Руденко, г.Харьков

Литература
1. Олейник П. Интегральный таймер в блоке управления стеклоочистителем. -Радио, 1988, №12, с. 25.
2. Гутников В. С. Интегральная электроника в измерительных устройствах. — Ленинград.: Энергоатомиздат, 1988.

Источники:

http://altay-krylov.ru/ch_avto/shemoteh_stekloochist_s_reg_shevelev.html
http://cxem.net/avto/electronics/4-169.php
http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/ochist/idv.htm
http://kiloom.ru/sxema/stekloochistitel-s-reguliruemoj-pauzoj.html
http://radiohata.ru/motorists/656-blok-upravleniya-stekloochistitelem.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector