Коробка автомат на жигули
Кто и зачем оснащал «Жигули» автоматическими коробками передач
12 декабря 2018 Владимир Пшенин
Многие уверены, что до «Гранты» АвтоВАЗ не выпускал автомобилей с автоматической трансмиссией. На самом деле, так оно и есть, но силами сторонних организаций «двухпедальные» версии тольяттинских моделей выводились на дороги ещё много лет назад.
Наследство «Фиата»
Началась «автоматизация» с первых моделей «Жигулей». Так как они были пусть и основательно модернизированными, но всё же копиями автомобилей Fiat 124, европейские дилеры ради увеличения привлекательности советской продукции решили предложить покупателям альтернативу «механике». Ею оказался трёхступенчатый «автомат» 3L30 (TH180) производства концерна GM, устанавливавшийся на различные модели марок Opel, Peugeot, Chevrolet, Rover, Jaguar, Suzuki, а также на знакомого нам «итальянца».
ВАЗ-2103 с автоматической коробкой
Так как коробка идеально подходила к машине, ассортимент «облагороженных» вазовских моделей был столь же широк — 2101, 2103, 2105, 2106, 2107. В салоне из отличий только две педали да селектор режимов, а под капотом – дополнительный радиатор.
Тираж, естественно, воображение не поражает (это всё-таки не заводское производство), но порядка сотни автомобилей на свет появилось. Периодически такие машины даже становились объектами реэкспорта, и их можно найти на просторах бывшего СССР.
Бесступенчатая «двенашка»
«Самары», то есть модели ВАЗ-2108, 2109 и 21099, дорабатывали всякие «самоделкины», а вот десятому семейству досталось больше внимания. По заказу завода центр автоматических трансмиссий МАИ в порядке эксперимента избавил хэтчбек ВАЗ-2112 от левой педали. Правда, машине достался не классический «автомат». Гидромеханическую коробку передач посчитали неподходящей по компоновке, поэтому в качестве трансмиссии применили бесступенчатый вариатор известной фирмы ZF.
ВАЗ-2112 с вариатором на тесте «Авторевю»
В теории такой вариант очень интересен, ведь вариатор может непрерывно и плавно изменять передаточное отношение, а значит, обеспечить постоянную работу двигателя как на оборотах с наивысшим крутящим моментом для лучшей динамики, так и на минимально возможных для лучшей экономичности.
Но даже сегодняшние вариаторы некоторые считают ненадёжными из-за нелюбви агрегата к чрезмерным и резким нагрузкам, что уж говорить о заре тысячелетия, когда бесступенчатые трансмиссии только набирали популярность. Кроме того, немалой была и цена агрегата — около 3000 долларов. С таким довеском общая стоимость машины уже сравнивалась с иностранными «двухпедальными» аналогами, сделанными не «на коленке».
Б/у из Японии
«Если не смог МАИ, то попытаемся мы!» – видимо, подумали в небольшой фирме «Айя», и вскоре всё-таки впихнули классическую автоматическую трансмиссию под капот машины десятого семейства. Агрегат решили взять проверенный от не менее проверенной машины – «Тойоты Короллы». Помня о проблеме цены, отыскали решение — поставлять из Японии подержанные «автоматы» с пробегами до 50 тысяч километров. Коробка была простой, с гидравлическим управлением. Всё управление — трос от селектора и реле, блокирующее стартер. С двигателем трансмиссия стыковалась через пару переходных пластин. Также перенесли опору на левом лонжероне и доработали шлицы приводов, входящие в коробку.
ВАЗ-2112 с японским «автоматом»
И вроде бы, всё складывалось неплохо, но оставалась одна проблема. Бюрократическая. Маленькой организации не по силам было провести полноценную сертификацию автомобиля. В НАМИ же согласились выдавать сертификаты только в индивидуальном порядке, что подразумевало личный визит каждого покупателя такой машины. Правда, расходы по оформлению взялся оплатить продавец. В этом случае автомобиль обходился дороже серийного уже на 1200 долларов, но из-за упомянутой бюрократии география сбыта ограничивалась столицей.
Конечно, попыток подружить тольяттинскую продукцию с автоматической коробкой было гораздо больше. Например, тот же МАИ пробовал оснастить автоматом ZF 4НР-22 и первый российский минивэн «Надежда». Но даже сама «Надежда» умерла далеко не последней, что уж говорить об её экзотической двухпедальной версии.
«Гранта» с четырёхступенчатой автоматической коробкой Jatco
Сам АвтоВАЗ тоже не однажды заявлял о планах по применению автоматических трансмиссий, например, семиступенчатая роботизированная коробка фирмы КАТЕ должна была появиться на «Ладах» ещё в 2012 году. В итоге, как мы знаем, первой серийной моделью с автоматической трансмиссией стала «Лада Гранта». А нынешним вазовским моделям «Веста» и XRAY снова прочат вариатор. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Коробка автомат на жигули
Жигуль
Группа: Жигулисты
Сообщений: 105
Регистрация: 22.2.2009
Из: Краснодар
Пользователь №: 9980
Машина:ваз 21065
Цвет:белый
Год Выпуска: 1997
Спасибо сказали: 2 раза
Привет всем!
Эта тема посвящается установке АКПП с колоколом ( кожух ГДТ ) для жигулевского мотора, самый легкий и простой вариант. Читаем и радуемся
Еще пол года назад я задумал установить на свою ласточку автоматическую коробку передач, когда собрался с мыслями и что не маловажное с деньгами, стал искать АКПП которая может подойти к моему авто – ориентировался на габариты АКПП, на мощность двигателя на которых стояла АКПП, на состояние и цену! Предпочтение отдавалось АКПП японских заднеприводных малолитражек с мощностью двигателя до 100 л.с. ( тайота карина, терцел, марк, краун) но однажды мне на глаза попалась коробка с колоколом очень напоминающим отечественный – оказалось все оверстия крепления коробки к двигателю совпадают на 100%. Я проверил АКПП на работоспособность (косвенно) –
1. Условия хранения отличные ( хранилась под навесом, все отверстия закрыты заглушками)
2.Снял гидротрансформатор ( в дальнейшем транс) понюхал – изнутри горелым не воняло.
3.Открыл заглушку щупа, засунул палец чтобы достать до масла – масло не темное! ( только подгорание фрикционных дисков и тормозных лент может изменить цвет масла).
Договориться с продавцом было очень трудно, цену ломил пи. ц, еле сошлись на 10000 тыс. рублей.
1.jpg ( 45.68 килобайт ) Кол-во скачиваний: 2491
Гидротрансформатор снят для наглядности. Отверстия крепления АКПП к двигателю и стартера к АКПП совпадают на 100%. Не смущайтесь кронштейна на 2-й стартер, АКПП наверное универсальная – наш стартер остается на своем месте.
P2220076.JPG ( 43.97 килобайт ) Кол-во скачиваний: 2206
Уже позже я узнал что это АКПП модель 3L30 ( TH180 ) производства General Motors 3-х скоростная, 3-я передача прямая! . Устанавливалась на автомобили
Buick Opel 77-87
Chevette 77-87
GEO Tracker 90-Up
Pontiac T-1000 77-87
Jaguar XJS, XJ12 80-92
Holden – Australia
Ranger – S. Africa
и конечно же Fiat (моя оказалась от Fiat Argenta 2,0 (90 л.с. ) 84 года выпуска.
Для установки этой АКПП на классику требуется следующее:
1. Изготовить новый маховик.
2.Укоротить кардан на 70 мм.
3. Установить радиатор охлаждения масла АКПП.
4. Переделать подушку крепления АКПП в задней части.
5. Приобрести и установить селектор управления режимами АКПП.
При изготовлении маховика решил пойти легким путем переделав свой! Для его адаптации необходимо на токарно-винторезном станке снять слой металла с обоих сторон! Со стороны кожуха сцепления на глубину 7,5. 8 мм (это очень важно) на диаметре примерно в 220 мм. С задней стороны ( со стороны двигателя) снимаем столько чтобы толщина тела маховика стала не менее 10мм
P4030092.JPG ( 129.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1869
P4030091_1.JPG ( 81.18 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1637
Очень важно изготовить направляющую втулку вместо родного подшипника со следующими размерами: внешний диаметр равен диаментру наружнего кольца подшипника, внутренний 14 мм длина втулки 35 мм. Она является направляющей для маховика и для транса, это все очень важно т.к. биение транса не допустимо, будет течь масло из под сальника.
Также необходимо разметить отверстия крепления транса к маховику (их 3 ) все видно на картинках, Балансировать маховик нет необходимости т.к. метал снимали равномерно!
Итак маховик у нас уже стоит ( для установки выпресовываем старый подшипник коленвала, запресовываем нашу втулку и садим на нее маховик , маховик закручиваем как обычно)
Теперь возникает первые 2 косяка:
1. защитный кожух ( жестянка ) не подходит к нашей коробке, я его попросту выкинул. Да и мешать он будет прикручивать транс к маховику.
2. У коробки автомат очень широкий картер и он немного не помещается в туннеле. Я поступил просто – взял молоток и повбивал метал вовнутрь. Так постепенно добился нужных зазоров в 8. 15 мм между верхней частью картера АКПП и нижней части туннеля. Потом зачистил и замазал антигрунтом и антикором.
Геометрия_кузова.jpg ( 60.03 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1736
Кузов.jpg ( 69.68 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1487
P2220078.JPG ( 41.83 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1463
Геометрия.jpg ( 66.14 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1372
Верхний_левый_болт_крепления_АКПП.jpg ( 55 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1469
Нижний_левый_болт_и_Трос.jpg ( 57.57 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1371
АКПП устанавливаем следующим образом – сначала в нее устанавливаем транс. Ставим его несколько раз прокручивая, убеждаемся что он встал на место ( я ориентировался на то ,что при установке его на место происходит 2 щелчка (стука)), Но тут лучше проконсультироваться со специалистами, я на пальцах не могу объяснить. При неправильной установке транса минимум из строя выходит шестерня масляного насоса. это минимум а вообще пипец.
Транс.jpg ( 12.87 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1541
Очень важно что бы гидротрансформатор попал своей направляющей в нашу на которой стоит маховик. когда поставите АКПП гидротрансформатор должен выйти из нее на 1,0. 1,5 мм и прижаться креплениями к маховику, транс прикручивается тремя болтами которые вставляем со стороны двигателя ( очень важно болты посадить на резьбовой фиксатор средней прочности ) Картинка транса взята из нета для наглядности, свой когда ставил не сфоткал! Я использовал высокопрочные болты от волговского кардана.Фото Как крепится транс к маховику выложу позже.
Теперь дело за подушкой АКПП! На удивление кронштейны крепления подушки к АКПП были в одной плоскости с креплениями подушки к кузову ( хоть коробка и длиннее родной на 70 мм), поэтому я решил переделать подушку от родной пятиступки! Подушка_АКПП.jpg ( 77.86 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1463
Под крепления подушки к кузову положил шайбы общей толщиной 6 мм, что бы опустить заднюю часть АКПП. Это было сделано для того чтобы поместилась эластичка. Т.к. коробка длиннее, а т.к. туннель сужается то там остается очень мало места для эластичной муфты! Хвостовик_и_подушка.jpg ( 88.63 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1461
Как видите на эластичке срезаны направляющие – это сделано опять же для высвобождения места в туннеле.
Далее дело следует за карданом – кардан необходимо укоротить на 70 мм, я принял решение укорачивать переднюю ( короткую часть ). дабы избавиться от гемора с переносом кронштейнов подвесного подшипника! Укоротить кардан не проблема любой токарь это сможет! Главное при разборке разметьте как стояли все части кардана иначе будет вибрация! Что бы укоротить кардан срезаем сварку с заднего фланца и вынимаем его из трубы карданного вала, отрезаем трубу-вставляем фланец и обвариваем! Все это делается на токарно-винторезном станке (желательно не разбитом) с использованием люнета и задней бабки. Укороченный_кардан.jpg ( 52.75 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1425
Не судите за селектор еще не начинал оформление.
Селектор.jpg ( 68.21 килобайт ) Кол-во скачиваний: 2396
Селектор от вольво поэтому пришлось переделать пластины для фиксации режимов ( Алюминиевый лист 3 мм и напильником вырезал пазы)
Селектор_2.jpg ( 46.09 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1732
Ребята извините за некачественные фотки, как буду на яме все перефоткаю и выложу! Катастрофически нет времени.
Небольшой отчет о пробеговых испытаниях:
На машине я уже проехал боле 700 км и вцелом очень доволен ( по крайней мере на механику возвращаться не хочу), за это время выявлены следующие плюсы и минусы. начну с минусов:
– т.к. АКПП уже боле 25 лет то разумеется все манжеты там уже не то, что новые и отмечено очень не значительное подтекание масла из под манжеты с рычажка управления АКПП и из под манжеты тросика управления АКПП ( которого у меня нет).
– расход топлива кусается 10-11 литров.
-Максимальная скорость при 5500 об/мин. 150 км/ч
-АКПП очень чувствительна к люфту В ГП т. к. из за него при “кик-дауне” происходит не сильный но не приятный толчок и стук В ГП( лечится регулировкой зазора или заменой ГП)
Пожалуй все.
Плюсы:
-АКПП довольно плавно переключает передачки ( я ожидал худшего)
-Переключения происходят как и положено при 2100. 2800об/мин , а при режиме кик-даун 4500-5000 об/мин
-Из-под манжеты транса масло не подтекает.
-Нагрузка на двигатель почти не ощутима – машина довольно резвая.
-В городе ездить очень кайфово.
Сообщение отредактировал STAFF – 4.11.2011, 21:08
Советские Жигули с коробкой автомат
Советские граждане даже не подозревали, как отличались машины ВАЗ для распределения в СССР и модели собранные для экспорта. Довольно часто европейские дилеры Lada сами переделывали “Жигули” под нужды местного рынка. Например, в Финляндии на двигатель ВАЗ-2107 устанавливали турбонаддув . А в Бельгии и Франции можно было купить ВАЗ-2108 кабриолет . Но это еще не всё. У европейских дилеров можно было заказать литые диски или люк в крыше, не говоря уже о кожаном салоне или магнитоле. Советским гражданам о таком даже мечтать не приходилось.
Так же большинство европейских продавцов советских Жигулей предлагали своим клиентам полноценную коробку автомат! Так как все советские модели ВАЗ имели близкую конструкцию с Fiat 124 , то и с подбором АКПП проблем в Европе не возникало. Дилеры брали гидротранформаторную трансмиссию, которая сочеталась с двигателем Фиат 124 и ставили на Жигули привезенные из СССР.
Вот этот агрегат – 3L30 (TH180) разработанный американской корпорацией General Motors. Для Европы 3-диапазонную АКПП начали собирать во Франции на заводе американского концерна с 1969 года. Коробка подходила к Fiat 124, 131, 132 и другим европейским моделям с продольным расположением двигателя и задним приводом.
В советские Жигули такой автомат вставал как родной. Скорее всего в СССР даже не знали, что их “копейки”, ВАЗ-2103 или ВАЗ-2105 радуют своих владельцев комфортом и всего двумя педалями под ногами.
Коробка имела несколько диапазонов работы. “D”-движение, “P”-парковка, “N”-нитрал, и ограничение по скорости”1″ и “2”. То есть ничего необычного. Такие агрегаты ставили на ВАЗ в европейских странах преимущественно в конце 70-ых, начале 80-ых годов.
Собственно больших переделок не требовалось. Сама АКПП вставала вместо штатной механики. В салоне устанавливали селектор выбора режимов работы. Плюс появлялся дополнительный радиатор охлаждения трансмиссионного масла, который ставили под капотом.
Под капотом ВАЗ с АКПП ничего, кроме лишних пары шлангов вы не встретите. Сам радиатор охлаждения трансмиссионного масла ставили перед штатным радиатором двигателя. Смотрим фото чуть ниже.
Это невероятно, но после распада СССР некоторые Жигули с автоматом вернулись на родину в виде реэкспортных моделей. Правда найти такие машины в продаже невероятная удача. Скорее это уже музейные экспонаты для фанатов коллекционеров, чем средство передвижения.
Автоматы серии TH180 выпускали в Европе вплоть до 1998 года. Так что при желании можно найти такой агрегат на обычной европейской разборке и превратить свои Жигули в супер эксклюзивный автомобиль даже сегодня.
«Жигули» с автоматической коробкой передач
Некоторое время назад на рынке подержанных авто в Беларуси появился любопытный экземпляр. С виду это ВАЗ-2105, обычная «пятерка жигулей», но одного взгляда в салон достаточно для сильного удивления – коробка передач у машины автоматическая, виден её селектор, ну и педали соответственно две.
На данный момент машина уже продана, но остался краткий рассказ бывшего владельца о ней. По словам Андрея, машина приехала из Голландии в 1991 году, её перегнал в Беларусь дальнобойщик . В своё время продукция АвтоВАЗа экспортировалась в Европу, это были так называемые экспортные модификации, отличавшиеся от обычных улучшенной отделкой салона, хорошим качеством комплектующих и сборки.
Автоматические коробки передач на «Жигули» с завода не устанавливались. Но на некоторые машины их устанавливал автодилер из Голландии. Какая именно АКПП стоит на автомобиле, который был у Андрея сказать сложно, единственное что ясно из его слов – агрегат состыкован с двигателем напрямую, без переходной плиты, что несколько проясняет ситуацию.
Обратите внимание на то, где расположена ручка открывания «бардачка». Слева, а не по середине, это говорит о том, что автомобиль из ранних партий, начала 80-х годов.
АКПП трёхступенчатая, двигатель обычный, ВАЗ-2105 с ременным приводом ГРМ. Оптимальная скорость по трассе, со слов владельца, 80-85 км/час. Как и на обычной «механике». Но основное преимущество «автомата» чувствуется конечно в городе, управлять машиной по словам Андрея, было удобно, сетовал он лишь на отсутствие гидроусилителя руля.
Судя по всему, эта ВАЗ-2105 с АКПП в Беларуси не единственная. Жители Минска вспоминают, что в начале 2000-х в городе один из таксистов, ездивший на «пятерке» синего цвета, хвастался всем, что его «классика» с автоматической коробкой. Судьба той машины не известна. Как минимум один экземпляр замечен был и в России, в Смоленской области.
Сколько именно было установлено АКПП дилерами на пятую модель – точно не известно, но она была не единственной вазовской машиной, на которую устанавливали такую трансмиссию. ВАЗ-2103 тоже была с «автоматом».
По всей видимости, речь идет об одном и том же агрегате 3L30 от General Motors, коробка эта устанавливалась на множество европейских авто, некоторые японские машины, а так же на Chevrolet Chevette и даже Jaguar XJ12.
Около сотни таких коробок установил в своё время дилерский центр в Голландии на ВАЗ-2103. Именно она стыкуется с двигателем ВАЗ без переходной плиты.
Поскольку данный агрегат сам по себе распространен на рынке автозапчастей, снятых со старых машин, их владельцы иногда ставят на свои «жигули» своими силами. Несколько лет назад на Украине продавался ВАЗ 2101 с АКПП, но на «копейки» ни завод, ни европейские дилеры «автомат» точно не ставили.
Чудо советского автопрома: Lada 1500S Automatic с автоматической коробкой передач
В бельгийском городке Лир есть заведение Abarth Works Museum, посвященное автомобилям и всему, что с ними связано. Принадлежит заведение автогонщику Ги Моренхуту. Не так давно, в коллекции его машин был найден один очень интересных экземпляр — ВАЗ-2103 с автоматической коробкой передач. К слову, у автогонщика есть не только музей, но и мастерская на его базе, в которой производится ремонт и реставрация редких автомобилей, а также создаются реплики легендарных авто прошлого, некоторые из которых уже канули в небытие.
В музее можно найти сегодня несколько отреставрированных советских ВАЗов разных лет производства и разных моделей. Машина ВАЗ-2103 с автоматической коробкой передач – это экспортный продукт, который проходил под названием Lada 1500S Automatic. Выпускалась машина с 1977 года. Теперь за нее просят около 3-4 тысяч евро.
На модели применялся 3-диапазонный «автомат» 3L30 производства американской компании General Motors, предприятие по сбору которых располагалось во Франции. Собирали эти коробки передач с 1969 по 1998 год. Эти коробки передач были широко распространены на европейский, американских и даже японских автомобилях 70-90-х годов выпуска. Ставили их на машины с продольным расположением мотора и задним приводом.
На самом деле «автоматы» ставились не на советском предприятии. Этим занимались дилеры и импортеры советских авто в страны Западной Европы. В случае с ВАЗ-2103 эту часть работы брал на себя дистрибьютор из Нидерландов. Впрочем, это была не единственная модель, которая сходила с конвейера без педали сцепления. Найти такие модели можно и на просторах СНГ.
Обязательно посмотрите видео:
Если вас впечатлило, пожалуйста, поделитесь с друзьями!
Источники:
http://wroom.ru/news/8835
http://vaz-2106.ru/forum/index.php?showtopic=12887
http://zen.yandex.ru/media/id/5a5a067bfd96b174b6b1468f/5b178dcd57906a7e7fe2163d
http://mexanizm.livejournal.com/50161.html
http://2drive.ru/lada-1500s-automatic/