Как сделать сигнал на руле
Что делать, если не работает кнопка сигнала на руле ВАЗ
Основная функция звукового сигнала автомобиля заключается в дополнительном оповещении/предупреждении иных участников дорожного движения о возможном создании потенциально опасной ситуации.
Вовремя данный звуковой сигнал способен предупредить пешехода, велосипедиста, другого автовладельца о том, что существует высокая вероятность ДТП.
По этой причине работоспособность кнопки автомобильного сигнала очень важна, а на территории Российской Федерации вообще запрещается эксплуатация транспортных средств с подобной неисправностью.
Что может стать причиной несрабатывания кнопки сигнала на руле автомобиля ВАЗ?
Часть возможных причин неисправности можно обнаружить в подкапотном пространстве:
- Плохой контакт или отсоединение клемм, ведущих к сигнальным системам транспортного средства. Необходимо выполнить визуальную проверку их состояния.
- Вышел из строя предохранитель или перемычка, расположенные в специальном блоке под капотом авто. Узнать отвечающий за сигнал элемент можно с помощью изображенной схемы, размещенной в том же отсеке.
- Перестали работать сами сигналки. Для их проверки требуется выполнить подсоединение проводов непосредственно к АКБ машины.
- Еще одна причина отсутствия сигнала может крыться непосредственно в
самой кнопке руля. Практически всегда это является следствием неисправности сигнального контакта, расположенного под рулевым колесом.
Как снять и отремонтировать кнопку сигнала на руле на примере ВАЗ 2107
Выполнить самостоятельный ремонт кнопки сигнала на руле ВАЗ 2107 не составит большого труда.
Для этого достаточно ознакомиться со следующей инструкцией:
- Изначально рекомендуется отключить массу с аккумулятора, так как предстоящая работа связана с электрикой. Это исключит вероятность появления короткого замыкания.
- Для снятия верхней крышки рулевого колеса понадобится открутить с внутренней стороны два болта, воспользовавшись крестовой отверткой.
- Сам руль демонтируется с помощью рожкового или обычного ключа на 24, которым откручивается фиксирующая гайка. Для окончательного снятия этой части потребуется выполнить качающие движения в разные стороны с одновременным давлением в свою сторону.
- После снятия рулевого колеса можно обнаружить специальный контакт, который следует зачистить от окислений/загрязнений и подогнуть, если он расположен неправильно.
- Вся конструкция собирается в первоначальное состояние в обратной последовательности.
- Выполняет проверка работоспособности системы.
ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ
” alt=””>
Иногда, при постоянном/частом давлении на сигнальный контакт, язычок этого элемента может поломаться.
Некоторые автовладельцы предпочитают восстанавливать его целостность с помощью пайки. Но это дает только кратковременный результат.
Наиболее эффективное решение — замена подрулевого переключателя:
- Первый этап полностью идентичен выше описанному. Нужно снять крышку и сам руль автомобиля с помощью отвертки и ключа, не забывая о предварительном отключении массы АКБ.
- Следующий шаг — снятие кожуха с помощью демонтажа винтов крестообразной отверткой.
- Из разъемов вынимаются провода. Важно запомнить их расположение, чтобы в дальнейшем осуществить правильное подсоединение.
- Сам подрулевой переключатель фиксируется хомутом, который ослабляется за счет использования ключа на 8.
- Окончательно снимается данная система.
- Остается только выполнить закрепление новой детали, подсоединить три пары проводов в соответствующие разъемы (они все разные, поэтому ошибиться будет невозможно), осуществить установку рулевого колеса и верхней крышки, чтобы окончательно завершить ремонт кнопки сигнала на автомобиле ВАЗ 2107.
Схема звукового сигнала и его ремонт
Устройство звукового сигнала
Звуковой сигнал на ВАЗ 2107 бывает в следующих вариантах исполнения:
- Два раздельных сигнала: типС-304 (низкий тон) и С-305(высокий). Крепление – на кронштейне, слева от радиатора.
- Единственный неразборный сигнал типа 20.3721-01, одного тона, со встроенным реле. Крепление – на кронштейне снаружи радиатора, сразу за декоративной решёткой.
Схема работы звукового сигнала следующая: к самому звуковому сигналу подходят два провода. Красный провод – «плюс». Эта часть цепи постоянно находится под напряжением. Серо–чёрный провод – это «масса, минус», в обычном состоянии он обесточен, и по нему начинает идти ток при замыкании. На фотографии хорошо виден цвет проводов и два раздельных сигнала с кронштейнами.
«Минусовая» часть цепи длинная. При нажатии на центральную кнопку рулевого колеса замыкаются пружинные контакты. Они расположен в корпусе переключателей под рулевым колесом.
Контактное кольцо, закреплено на обратной стороне рулевого колеса. Его задача – обеспечивать хороший контакт с помощью трения, и обеспечить подачу сигнала при любом повороте рулевого колеса. Поэтому кольцо должно во избежание выработки смазываться токопроводящей графитовой смазкой.
Затем по проводу в составе подкапотного жгута ток передаётся в монтажный блок переключателей и реле. Место реле (переключателя) звукового сигнала третье справа (если сидеть за рулём).
Функции реле звуковых сигналов:
- сокращается длина проводов и потери тока в них.
- с помощью реле кнопка с малым током может управлять цепью с большой нагрузкой.
Иногда схема не предусматривает реле, вместо него работает перемычка, замкнутая «напрямую». В случае единственного сигнала 20.3721-01 это оправдано, так как он имеет встроенное реле. В случае если стоят две «улитки», реле желательно поставить для улучшения работы.
После реле ток проходит через предохранитель F7. В новых монтажных блоках работает предохранитель флажкового типа на 20 А, жёлтого цвета. В старых блоках стоят предохранители на 16 А. Их ресурса часто не хватает, так как этот предохранитель одновременно служит в цепи вентилятора охлаждения.
Далее, после выхода из монтажного блока в составе жгута проводов моторного отсека «минусовой» провод подходит непосредственно к звуковому сигналу.
Проверка работы и ремонт при неисправностях звукового сигнала
Неисправностей три: не звучит, когда нужно; работает, когда не нужно, или звучит прерывисто, хрипло, тихо.
В отличие от высоковольтной системы зажигания, на которую мало влияет качество соединения, система звукового сигнала является низковольтной. Это значит, что плёнка окислов, ржавчины существенно затрудняют прохождение тока. А ведь сигналы – мощный потребитель тока. Сила тока в цепи не менее 4-5 А.
Качество всех контактов должно быть идеальным, иначе ремонт будет нужен постоянно. Помните, что сам кузов автомобиля является «минусовым» контактом, и по направлению движения тока, все окислы оседают на «плюсе». Особое внимание обратите на зачистку клемм красного, «плюсового» провода.
«Минусовая» часть цепи более длинная. Поэтому чаще всего именно в ней встречаются неисправности.
Поэтому сразу необходимо проверить исправность сигнала, и искать обрыв в цепи. Для этого нужно серо – чёрный, «минусовый» провод от звукового сигнала прикрепить к зачищенному месту на корпусе, т. е. «замкнуть на массу», а «плюсовой» непосредственно на аккумулятор. Затем включить зажигание. Если звук есть, значит, перерыв где-то в «минусовой» цепи. Если звука нет, а клеммы «плюса» зачищены, то неисправен сам сигнал.
Часто встречающиеся неисправности:
- сгорел предохранитель (замена)
- окислились контакты, или перегорело реле (нужна замена).
- при наличии перемычки – окислились и ослабли контакты; почистить или поменять;
- сломан лепесток на переключателе под рулём, произошла выработка контактного кольца на рулевом колесе (это происходит при значительном износе автомобиля, а также у любителей сигналить постоянно).
Здесь ремонт вряд ли возможен, требуется замена рулевого колеса, так как контактное кольцо редко можно найти в продаже.
На рисунках 5 и 6 показана замена предохранителя и реле (на примере другого предохранителя) на новом монтажном блоке для инжекторных двигателей ВАЗ 2107. Установка производится с помощью пластикового пинцета, входящего в комплект поставки.
В заключение дадим совет. Когда работает вентилятор охлаждения радиатора (у ВАЗ 2107 это заметно и на слух, и по приборам) то сигналом пользоваться нежелательно! Схема у ВАЗ 2107 предусматривает наличие общего предохранителя, который на такую нагрузку не рассчитан. Поэтому лучше ставить предохранитель на 25 А.
Что делать, если не работает сигнал на ВАЗ-2107
Каждый автовладелец обязан осуществлять проверку работоспособности сигнала на своей машине, и в случае неисправности, оперативно ее устранять.
Функции звукового сигнала
Сигнал предусмотрен для предварения опасности ДТП, а также с целью предупредить пешеходов о вероятной опасности. Сигнал поступает посредством нажима на кнопку, установленную на руле. ПДД ограничивают использование сигнала 2 ситуациями. В первой идет информирование водителя опережаемого авто перед маневром. Обстановка, подпадающая под 2-й пункт ПДД, более обширна. Здесь вероятны следующие моменты:
- По переходу в гололедицу движется человек, а обледенелое покрытие не дает возможность водителю внезапно затормозить. Безусловно, пешеходу удастся среагировать, услышав звуковой сигнал.
- Водитель, который выехал на соседнюю полосу, мог не заметить вас в зеркале бокового вида и стал перестраиваться. Просигнализировав, вам удастся обратить на себя внимание.
- На проезжей части может оказаться животное. При помощи клаксона получится согнать его с пути.
- В ходе выезда с второстепенной дороги ваше авто может не заметить другой водитель, направляющийся на главную. В таком случае звуковой сигнал поможет остановить его машину.
- По центру дороги, а не с краю едет велосипедист. Сигнал его вынудит пропустить движущийся автомобиль.
И подобных ситуаций немало. Оправданное и своевременное применение звукового сигнала убережет участников дорожного движения и поможет уйти от возможной опасности.
О сигнале отечественного ВАЗ-2107
Заводом-изготовителем оснащались 2107-е модели ВАЗ 2 модификациями сигнала:
- Первый вариант оборудован 2 звуковыми элементами. Они имеют низкую и высокую тональность (С-304, С-305). Это давало возможность получать объемное и громкое звучание. Указанные составляющие оснащались на кронштейне из металла под капотом у радиатора охлаждения.
- Во втором варианте предполагалась установка одного сигнала под маркировкой 20.3721-01. Находится он также на металлическом кронштейне в месте, где расположен радиатор охлаждения. Кстати, все звуковые детали неразборные, а потому не подлежат ремонтным работам.
Звуковой гудок на ВАЗ-2107: причины неисправности
Отказ в работе сигнала на 2107-й модели ВАЗ предполагает следующее:
- сигнал напрочь перестал функционировать;
- звук работает очень слабо и хрипло;
- самопроизвольное срабатывание звукового сигнала.
Неестественный звук в автомобиле
Спустя время гудок способен иметь прерывистое либо тихое звучание. Фактором такого действия в основном считаются неполадки звукового элемента либо слабый контакт на клеммах. Нередко внутрь элемента способна проникнуть вода, грязь, посторонние частицы. В итоге устройство подвержено ржавлению, мембрана с натяжением перемещается либо заклинивает. Кроме того, не исключено, что проблема кроется в обмотке катушки гудка, хотя подобное случается весьма редко.
В качестве диагностики звуковой элемент подсоединяется непосредственно к аккумулярной батарее. Для этого применяют вспомогательные провода либо снимают сам звуковой элемент.
Если результат прежний, значит, звук неисправен. Поскольку он не разбирается, его очистка невозможна. Впору попытаться расшевелить мембрану, при этом передвигая регулировочный винт.
Настройка и замена сигнала на ВАЗ-2107
Регулировка клаксона может производиться и без демонтажа. Выполняется это таким образом:
- Регулировка звуковых элементов осуществляется поочередно. Следует отсоединить питание от того элемента, что в этот момент не настраивается.
- Благодаря вращению регулировочного винта, можно достичь предельно чистого и громкого звукового сигнала.
- Аналогичным способом настраивается 2-й звуковой сигнал, заранее отключив 1-й.
- Во время замены поврежденного звукового сигнала от него отсоединяются провода питания, выкручивается гайка, удерживающая элемент на кронштейне.
- Осталось установить новый сигнал в обратной последовательности.
В том случае, если звуковой элемент функционирует, но сигнал отказывает работать, нужно заняться поиском участка обрыва электроцепи. Прежде всего, исследуется предохранитель, номинал которого 16 А либо 20 А. Находится он в поставочном узле F7. Посредством данного предохранителя подсоединен электромотор радиатора охлаждения. Когда предохранитель имеет свойство часто перегорать, впору повысить номинал до 25 А, тем самым позволив компенсировать нагрузку в ходе одновременной работы звукового сигнала и вентилятора. Если же предохранитель цел, исследуется реле звукового сигнала на ВАЗ-2107. Для этого необходимо вытащить его со спускового места пластиковым экстрактором, что расположен в монтажном блоке, и проверить мультиметром.
Кнопка включения сигнала на рулевом колесе: неисправность
Если, продиагностировав сигнал, реле и предохранитель, не найдено повреждений, значит, нужно исследовать кнопку срабатывания сигнала на рулевом колесе. Поскольку руль регулярно крутится, и надобность в подаче сигнала способна возникнуть в любую минуту, между рулевой колонкой и рулем есть подвижный контакт. При помощи последнего стоит замкнуть цепь даже во время вращения рулем. К тому же в кнопке имеется еще 2 контакта, которые позволяют автомобилисту нажать на гудок. Любой из данных контактов, преимущественно подвижный, способен перестать работать. Поэтому первым делом стоит его почистить, после чего удостовериться в функционировании кнопки. Для этого нужно выполнять ряд действий:
- Установите колеса машины прямо. Руль не должен уходить в сторону.
- Подденьте отверткой и снимите с кнопки рулевого колеса значок «Лада».
- С помощью ключа на 24 открутите гайку руля, что находится под значком.
- Снимите руль с вала, покачивая его без усилий и при этом удерживая. Если же руль не хочет сниматься, есть смысл ударить посредством проставки по валу.
- Открутите крестообразной отверткой 4 болта, расположенных с противоположной стороны рулевого колеса, и извлеките кнопку сигнала.
- Достаньте кнопку и отключите на руле провод, идущий от контакта.
- Зачистите наждачкой или надфилем подвижный контакт, что находится рядом с валом на руле. Слегка подогните контакт вверх по направлению к рулю.
- Очистите от мусора, уберите оставшиеся частицы смазки, зачистите наждачкой и покройте графитовой смазкой зону подвижного контакта (форма кольца), находящуюся на руле. Так удастся избавиться от скрипа и обеспечить хорошее соединение.
- На кнопке, извлеченной ранее, почистите оба контакта, после чего соберите кнопку. Следите, чтобы контакты прикасались друг к другу.
- Во избежание самопроизвольного срабатывания сигнала 2107-й модели ВАЗ проверьте, ослабли или нет пружинки кнопки гудка. В случае необходимости, растяните пружины и замените их.
- Установите руль на вал в позицию, которая была до разборки.
Помните, что сигнал очень важен для всех участников ПДД. К тому же пройти техосмотр не удастся, если звуковой сигнал неисправен.
Многофункциональное рулевое колесо: понятие, отличительные черты
Рассмотрим принцип работы многофункционального рулевого колеса, устройство, основные виды и цена. В конце статьи видео-обзор мультируля.
Содержание статьи:
- Что такое мультируль
- Устройство
- Принцип работы механизма
- Отличительные черты
- Схема
- Стоимость
- Видео
Мультируль или так же известное как многофункциональное рулевое колесо – позволяет управлять одной или несколькими функциями автомобиля, не отрывая рук от руля. Как правило, такое название получает обычный руль, как только на нем располагаются кнопки управления. В зависимости от комплектации или производителя автомобиля, мультируль может отличаться, даже в рамках одной модели и генерации.
Что такое мультируль и его предназначение
Сегодня наличие многофункционального рулевого колеса в современном автомобиле мало кого удивит, а вот лет 10-15 тому это была роскошь, и чаще всего устанавливалось в качестве опции. Если брать по внешнему виду, это тоже самое, что и обычное рулевое колесо, но с наличием функциональных кнопок или дополнительных рычагов за рулем. Говорить об определенном перечне функций или кнопок. Отличия мультируля могут быть не только между моделями, но и автомобилями одной модели и генерации.
Аналогично разница будет и между набором кнопок, с помощью которых водитель может управлять функциями автомобиля. Другими словами мультируль позволяет управлять функциями машины, не отрывая рук от руля и не отвлекаясь от управления. Среди перечня кнопок чаще всего встречается управление аудиосистемой, разными системами безопасности и комфорта, круиз-контроль, мобильной связью, навигацией, а так же другими вспомогательными функциями.
Такой мультируль можно встретить в грузовых, спортивных и легковых автомобилях. Как дополнение и расширение функций, в премиальных машинах могут установить подрулевые лепестки переключения передач (только для автомобилей с автоматической трансмиссией).
Как устроен мультируль автомобиля
Определенного алгоритма устройства или конкретного набора многофункционального рулевого колеса нет. Каждый производитель устраивает его по-своему и устанавливает свои определенные перечни кнопок для управления. Помимо кнопок на мультируль может быть установлен многофункциональный сенсор, роликовый механизм с прокруткой или шароковые механизмы.
Отличия от обычного рулевого колеса в мультируле практически нет, внешне оно такое же, но на боковых спицах добавлены блоки кнопок или таких же механизмов. Все же по устройству внутри отличия есть. Как правило, кнопки управления располагают на боковых спицах или же по сторонам от центральной подушки безопасности. Если разобрать мультируль, основным отличием будет несколько блоков функциональных кнопок, круглый шлейф (шина) и жмут проводов для передачи информации.
Каждый из таких блоков соединяется с блоком управления посредством однопроводной шины, как правило, это командные линии и плюсовой провод питания. В дальнейшем устройство зависит от производителя и комплектации самого автомобиля. Зачастую основная шина тянется от мультируля к центральному дисплею мультимедийной системы. Если в перечне числится дисплей бортового компьютера (на панели приборов), то на него так же дублируется информация.
Сделано это не только для удобства, но и для безопасности. Водитель попросту не отвлекается на центральный дисплей мультимедийки, а видит необходимую информацию на панели приборов. Если же в мультируль встроены лепестки переключения передач, то сигнал через блок управления отправляется в основной блок трансмиссии, за счет чего и происходит переключение скорость. Зачастую такую функцию можно встретить в спортивных автомобилях или премиум класса.
Принцип работы многофункционального руля автомобиля
Разобравшись с устройством и основным предназначением мультируля, стоит понять, как будет все это взаимодействовать между собой. Механизм не сложный и основной принцип работы понятен даже не опытному авто владельцу. Стоит сразу отметить, чем сложней устроен и дороже автомобиль, тем сложней и будет мультируль.
Каждая кнопка может выполнять несколько функций, а их комбинация вовсе управлять десятком функций машины, от складывания сидений, до открытия крышки багажника и переключения передач. Итак, рассмотрим принцип работы основных функций: управление мобильной связью, управление громкостью аудиосистемы или же поиск необходимой радиостанции. Такие функции можно встретить даже на самой базовой версии мультируля. Так же смотрите сенсорное управление на рулевом колесе Hyundai i30.
Как правило, каждая кнопка на мультирулю имеет свою маркировку и отвечает за определенную функцию. Для управления громкостью «+» и «-» соответственно, за мобильную связь отвечают две трубки (принять и отклонить звонок). Аналогично и для поиска радиостанции кнопка «Seek». Нажав на определенную кнопку, она посылает соответственный сигнал на электронный блок управления, в новых автомобилях он может быть отдельным или же вмонтированным в мультимедийную систему. Блок управления в свою очередь обрабатывает полученный сигнал и отправляет сигнал на исполнительное устройство.
Если же функция важна, зачастую изменения её параметров дублируют на панель приборов или сопровождают характерным звуковым сигналом. Популярней всего на мультируле сегодня считается управление мобильным телефоном, так как он является неотъемлемым атрибутом современного водителя. Поднять трубку телефона, поговорить и положить трубку не отрывая рук от руля и взгляд от дороги это не только комфорт, но и безопасность. Основные кнопки зачастую располагают вверху мультируля, что позволяет без особых движений заметить любую из кнопок, а так же дотянутся пальцами к ним.
Если рассматривать мультируль премиальных автомобилей, то здесь фантазия инженеров не ограничилась 12-ю кнопками. Как показывает практика, на рулю таких автомобилях можно найти сканер отпечатков для идентификации водителя, сенсорные кнопки управления, в новых моделях Range Rover инженеры установили небольшие дисплеи с отображением функций. В общем, другим словом есть начало и стандарт мультируля, а максимального предела не существует.
Отличительные черты мультируля
Отличительные черты мультируля или так же называемого многофункционального рулевого управления заметить не сложно. Основная особенность – наличие дополнительных кнопок на боковых спицах или по периметру центральной части руля. По форме исполнения и в сравнении с обычным рулем, отличия могут быть, а могут и не быть. Тут все зависит от производителя и пожеланий первого владельца автомобиля.
Многие производители премиальных автомобилей все же предпочитают менять форму руля, сделав её приплюснутой снизу или добавив спортивные черты. Стоит отметить, что в любом мультируле есть одна или пара кнопок, которые можно запрограммировать под свои потребности, чтоб управлять функциями или выводить необходимую информацию.
Схема основных кнопок мультируля
Стоимость ремонта мультируля
Сказать, что многофункциональное рулевого колесо часто выходит из строя – скорей неправда. Большая часть производителей делает кнопки мультируля надежными, и, несмотря на свое строение, они ходят десятками лет. Все же, как и любой механизм в любой момент определенные кнопки попросту могут престать работать. Причин поломки мультируля может быть много, от элементарного обрыва шлейфа, до выхода из строя самих кнопок.
Стоит понимать, чем дороже автомобиль и функциональней рулевое колесо, тем дороже обойдется ремонт или полная замена блока кнопок на руле. Чтоб понять, сколько потянет с кошелька средний ремонт мультируля, рассмотрим на примере нескольких моделей, стоимость блока кнопок и других деталей.
Как сделать сигнал на руле
Универсальный адаптер, переводящий резистивный сигнал управления в кнопочный
Автор: KoledaS
Опубликовано 07.08.2012
Создано при помощи КотоРед.
Цель : управлять любым устройством (FM-модулятор, mp3, НЕштатная магнитола, телефон,…) с помощью кнопок на руле авто (при условии, что на устройстве кнопки работают путем соединения контакта с землей, а кнопки на руле используют резистивную схему)
Идея заключается в следующем : преобразовать сигнал, идущий по одному проводу от резистивных кнопок, в сигнал на нескольких проводах. На том или другом выходном проводе будет появляться минус в зависимости от нажатой на руле кнопки.
На моём авто (Mazda Verisa) схема резистивного управления на руле выглядит так:
Если измерить сопротивление между проводами 1P и 1N, то получаем следующие результаты (на разных авто сопротивления могут отличаться, но это не важно, т.к. систему можно обучить любым сигналам):
- кнопки отпущены – 5.05k
- нажатие MUTE – 2.04k
- нажатие MODE – 1.04k
- нажатие P.SET – 0.564k
- нажатие SEEK+ – 0.302k
- нажатие VOL+ – 0.148k
- нажатие VOL- – 0.055k
В штатной системе провод 1P подключен к земле, а на провод 1N в зависимости от нажатой кнопки устанавливается напряжение от 0 до 5В. Именно по величине напряжения система и понимает, какая из кнопок нажата. Провод 1N – это и есть провод с резистивным сигналом.
Не буду томить долгими вводными вступлениями, общая схема представлена ниже:
На схеме синий блок – панель кнопок на руле, красный блок – наш адаптер, сиреневый блок – кнопки на устройстве, которым хотим управлять. Как видно из схемы, адаптер позволяет запрограммировать до 8 кнопок.
Опишу всё поэлементно:
- U1 – микроконтроллер(МК) ATmega8 (у нас его цена – 180р.).
- D1, FUSE – диод и предохранитель (для безопасности, не обязательно, я у себя их не ставил).
- J1 – разъем для подключения программатора (используется только один раз, для того чтобы залить в МК прошивку).
- JP2, R2 – перемычка и сопротивление для добавления напряжения на 23 ногу. Эти элементы можно убрать, если адаптер подключается к штатной системе (т.е. если на проводе идущего от блока кнопок руля к 23 ноге МК уже есть напряжение). Если же провода от кнопок руля в авто никуда не подключены (как на схеме), то эти элементы нужны, т.к. именно благодаря им, на сигнальном проводе будет присутствовать и меняться, в зависимости от нажатия кнопок, напряжение. Я у себя эти элементы убрал, т.к. подключал адаптер к штатной системе. А вообще можно для универсальности поставить и переключаться между режимами перемычкой JP2.
- JP1 – перемычка для входа в режим обучения адаптера. Если установлена, то адаптер переходит в режим обучения. Подробнее о режиме обучения ниже.
- VCC 5volt (или VCC если отказались от D1 и FUSE) – питание 5 Вольт (я взял питание от FM-модулятора, которым и буду управлять, там как раз 5 Вольт). Кстати, 5В можно получить из 12В, вот схема:
Компоненты:
U1 – 78L05
C1 – 10mkF/25v
C2 – 10mkF/16v
D1 – 1N4007
Принцип работы: Изначально систему необходимо обучить, записав в EEPROM определенные АЦП для каждого канала порта D значения соответствующих кнопок. После этого в зависимости от нажатой на руле кнопки АЦП определит значение, найдет такие же значения в EEPROM, и определит каналы порта D, соответствующие найденному значению. После этого на эти каналы будет подан минус (земля). На одну кнопку руля может быть запрограммировано несколько каналов, таким образом при нажатии на эту кнопку минус будет подан на все запрограммированные каналы.
Запись прошивки в микроконтроллер ATmega8
Процесс прошивки МК очень прост, всё что для этого нужно это:
- Компьютер с LPT портом
- Программатор (пять проводков и 4 резистора)
- Программа для прошивки (я использовал CodeVisionAVR 1.25.9 Professional)
Схему элементарного программатора “Пять проводков” я взял в интернете.
Подключаем программатор к компьютеру, затем к собранному адаптеру, после этого подаём питание на адаптер (5В к проводу VCC, можно взять из USB-порта или от провода блока питания компьютера).
Далее, нужно обновить конфигурацию оборудования, для того чтобы компьютер увидел устройство. Для этого нажимаем правой кнопкой мыши по значку «Мой компьютер» – Управление – Диспетчер устройств. Выбираем корневой узел дерева и нажимаем Действие – Обновить конфигурацию оборудования. После этого закрываем окно.
Открываем программу CodeVisionAVR. Идем в меню Settings – Programmer. Для программатора «5 проводков» выставляем следующие параметры:
Далее, идем в меню Tools – Chip Programmer. Устанавливаем все параметры как на рисунке:
Далее, File – Load FLASH и выбираем файл rtb_adapter.hex.
Далее, File – Load EEPROM и выбираем файл rtb_adapter.eep.
Далее, Program – Erase Chip.
Далее, Program – FLASH.
Далее, Program – EEPROM.
Если всё прошло без ошибок, закрываем программу, отключаем питание от адаптера, и отсоединяем от него программатор.
ВСЁ, АДАПТЕР ГОТОВ!
Подключение и обучение адаптера
Прежде чем подключать адаптер к кнопкам руля и к кнопкам устройства, которым хотите управлять, нужно убедиться в следующем:
- На проводах от кнопок руля напряжение должно лежать в диапазоне от 0 до 5В.
- Кнопки на устройстве, которым хотите управлять, должны работать так, что при нажатии на кнопку контакт соединяется с землей.
Если условия выполнены, соединяем провода и приступаем к обучению адаптера:
- Устанавливаем перемычку JP1.
- На устройстве, которым будем управлять, зажимаем и держим первую кнопку, которую будем использовать.
- На руле зажимаем и держим ту кнопку которая будет соответствовать кнопке из пункта 2.
- Не отпуская кнопки на руле, отпускаем кнопку на устройстве.
- Отпускаем кнопку на руле.
- Таким образом, мы обучили адаптер, поставив в соответствие кнопке на устройстве кнопку на руле. Повторяем пункты 2-5 до тех пор, пока не обучим адаптер всем нужным нам кнопкам.
- После того как все кнопки запрограммированы, убираем перемычку JP1.
- Проверяем работу адаптера, нажимая кнопки на руле должны срабатывать кнопки на устройстве. Всё, адаптер установлен и настроен!
Этот адаптер так бы и остался только в идеях, если бы не сайт radiokot.ru , а конкретно два человека Goodefine и radteh.
Выражаю им огромную благодарность за помощь, идеи и консультации по всем возникающим в процессе вопросам.
Также выражаю благодарность авторам сайта https://AVR123.nm.ru. По бесплатному учебному курсу, который находится на этом сайте, я освоил принципы работы с микроконтроллерами (не имея ни малейшего представления о том, что это такое) за 3 дня.
Во время разработки прошивки я также использовал программу для моделирования работы контроллера PROTEUS версия 7.8 SP2.
Источники:
http://neknopka.ru/%D0%BD%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5-%D0%B2%D0%B0%D0%B7/
http://7vaz.ru/ustrojstvo/shema-zvukovogo-signala.html
http://ladaprofi.ru/vaz-2107/chto-delat-esli-ne-rabotaet-signal-na-vaz-2107.html
http://fastmb.ru/auto_shem/3490-mnogofunkcionalnoe-rulevoe-koleso-ponyatie-otlichitelnye-cherty.html
http://www.radiokot.ru/circuit/digital/automat/40/