2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает полный привод на ниве 2121

Как работает полный привод на ниве 2121

Конструкция трансмиссии у всех моделей Нивы, начиная с ВАЗ 2121 и по ВАЗ 2131, имеет постоянный полный привод на все четыре колеса с блокируемым межосевым дифференциалом. Конструкция состоит из коробки передач, раздаточной коробки, переднего и заднего карданных валов, переднего и заднего моста.

Крутящий момент с двигателя через коробку передач передается на раздаточную коробку, которая перераспределяет его в двух направлениях, к переднему и заднему мосту. Далее, крутящий момент от раздаточной коробки, посредством переднего и заднего карданов, передается на передний и задний редуктор. Крутящий момент от переднего редуктора, через дифференциал переднего редуктора и левый и правый шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) перераспределяется на левое и правое передние колеса автомобиля. Крутящий момент от заднего редуктора через дифференциал заднего редуктора и левую и правую полуось, перераспределяется на левое и правое задние колеса автомобиля. Поскольку привод крутящего момента происходит на все четыре колеса, то он называется полным. А поскольку конструкция постоянно передает крутящий момент на все четыре колеса, то он называется постоянным полным приводом или в международном обозначении 4WD.

Какие дифференциалы у Нивы блокируются?

На пути при передаче крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля у Нивы предусмотрены конструкцией три дифференциала. Первый, межосевой дифференциал, перераспределяет крутящий момент на переднюю и заднюю ось автомобиля. Он у Нивы является блокируемым. Блокировка межосевого дифференциала осуществляется малой рукояткой управления раздаточной коробкой. При блокировании межосевого дифференциала загорается сигнальная лампочка на панели приборов.

Два остальных дифференциала являются межколесными и расположены в переднем и заднем редукторах. Они перераспределяют крутящий момент к левому и правому колесам. Эти дифференциалы у Нивы являются свободными (т. е. не блокируются).

Когда и для чего надо блокировать межосевой дифференциал?

Межосевой дифференциал надо блокировать преодолевая сложные участки дорог. К таким участкам можно отнести: бездорожье, песок, крутые подъемы и спуски. При блокировании межосевого дифференциала на обе оси автомобиля начинает передается одинаковый крутящий момент (ALER: Ошибка! См. статью Привод Нивы). В связи с этим устраняются ситуации пробуксовки передней оси автомобиля по отношению к задней оси, что повышает его проходимость.

Блокировать дифференциал желательно до преодоления препятствия, а не после того, как автомобиль застрял. Это позволяет избежать многих неприятных ситуаций.

Я заблокировал межосевой дифференциал, но все равно застрял. При этом я заметил, что у меня вращаются только два колеса, одно спереди и одно сзади. Как это может быть?

При блокировании межосевого дифференциала передается одинаковый крутящий момент на переднюю и заднюю оси автомобиля (ALER: Ошибка: одинакова угловая скорость, а не крутящий момент. См. статью Привод Нивы). Поэтому, как минимум по одному колесу будет вращаться на передней и задней оси. Если бы межосевой дифференциал был бы не заблокирован, то вращалось бы только одно колесо на одной оси автомобиля.

Межколесные дифференциалы у Нивы являются свободными (не блокируемыми), поэтому они перераспределяют крутящий момент (ALER: перераспределяется не крутящий момент, а вращательное движение. См. статью Привод Нивы) в сторону меньшего сопротивления, т. е. на колесо, которое имеет меньшее сопротивление с дорожным покрытием. Поэтому при включенном межосевом дифференциале на передней и задней оси буксует по одному колесу.

Как работает блокировка на «Ниве»: принцип действия

  • 10 Декабря, 2019
  • Автомобили
  • Владимир Скворцов

Любимый автомобиль рыбаков и охотников – «Нива». А причиной подобного отношения является возможность с его помощью попасть в глухие и редко посещаемые места. Что же позволяет добиваться таких результатов? На «Ниве» работает блокировка. Как она помогает и в чем – об этом речь пойдет ниже.

О трансмиссии

Прежде всего несколько слов об устройстве «Нивы». Она обладает постоянным полным приводом. Что это значит? Все просто – крутящий момент одновременно передается на четыре колеса. В этом и состоит одно из принципиальных отличий «Нивы» от других автомобилей. У них момент подается только на один из мостов (передний или задний).

Полный привод реализован благодаря использованию раздаточной коробки. Крутящий момент, пройдя КПП, поступает на раздатку, а с нее – на передний и задний мосты. Такая конструкция позволяет создать блокировку межосевого дифференциала на «Ниве», которая совместно с полным приводом обеспечивает ей повышенную проходимость. Здесь нельзя не сказать несколько слов о дифференциале. Во многом благодаря ему реализуются отличные внедорожные характеристики «Нивы».

Понятно о дифференциале

Это устройство позволяет автомобилю свободно двигаться в заданном направлении. При повороте левое и правое колеса машины проходят разный путь. А если они жестко соединены, то одно будет проскальзывать, а другое тормозить. Кроме того, в этом случае резко возрастает нагрузка на ось, следствием чего будет ее поломка или чрезмерный износ резины.

Справиться с этой проблемой позволяет дифференциал. На обычных автомобилях он располагается на оси между колесами, что позволяет им вращаться независимо друг от друга. Дифференциал распределяет между колесами поступивший к нему момент, причем не в равной пропорции, а в зависимости от условий движения каждого – на одно больше, на другое меньше.

То же самое относится к мостам в целом (переднему и заднему). Их движение, например в повороте, также различается. Для распределения усилий применяют так называемый межосевой дифференциал. Благодаря ему, в зависимости от условий движения, передаваемый на передний и задний мосты момент будет различаться.

Особенности работы дифференциала

Момент распределяется таким образом, что передается туда, где нагрузка меньше. Подтверждением сказанному может служить обычная картина – машина стоит тремя колесами на асфальте, а одним – на льду. Тронуться с места ей не удается. Сила трения резины о лед гораздо меньше, чем резины об асфальт, а значит, и нагрузка на колесе, стоящем на льду, меньше, чем на других.

А дифференциал весь крутящий момент передает в сторону минимальной нагрузки. В результате одно колесо вращается с бешеной скоростью, а остальные стоят на месте, автомобиль не движется. Примерно так же выглядит ситуация, когда автомобиль не может подняться в гору по обледеневшей дороге. В этом случае одно колесо, попавшее на наледь, крутится, но машина стоит.

Производится никому не нужная работа. Колесо «шлифует» дорожное покрытие (наледь). Избавление от подобной бесполезной работы – блокировка как на «Ниве», так и на любом другом автомобиле, приспособленном к трудным дорогам. Но обычно описываемые устройства есть далеко не на всех машинах.

Какие бывают блокировки

Обычно различают два типа – межколесные и межосевые. Первые блокируют работу дифференциала, установленного между колесами, на одной оси. Задача межосевой блокировки – обеспечить распределение усилий между мостами.

У «Нивы» три дифференциала, межосевой и два межколесных. Но они принципиально разные. Если межколесные дифференциалы свободные, на них нет никаких дополнительных устройств, то межосевой имеет принудительную блокировку. Она значительно облегчает движение автомобиля в условиях бездорожья, частично придавая ему возможности вездехода.

Как работает блокировка дифференциала на «Ниве», принцип работы

При движении по нормальной дороге крутящий момент распределяется относительно равномерно между всеми колесами. Но на бездорожье, в грязи этого недостаточно. Простая ситуация – машина забуксовала, например левое заднее колесо. Тогда весь крутящий момент будет поступать именно туда, и автомобиль не сможет ехать. В такой ситуации не поможет никакой полный привод.

Но выход есть. Надо включить межосевую блокировку. Как работает на «Ниве» такое устройство? В раздаточной коробке есть специальная муфта. При включении блокировки она соединяет валы, передающие момент на мосты. Скажем так, между ними принудительно поровну делится усилие, выдаваемое двигателем. Таким образом, момент не уходит весь на буксующее колесо, а часть его поступает на передний мост (в нашем примере).

Теперь начинает работать полный привод. На передний мост при включенной блокировке принудительно поступает половина момента, выдаваемого двигателем. Благодаря этому автомобиль начинает двигаться. Как только он тронется с места, прекратится пробуксовка заднего колеса, и крутящий момент поступит на все остальные. Тогда «Нива» благополучно преодолеет трудный участок.

Читать еще:  Замена катушки зажигания ваз 2107 инжектор

Надо отметить, что автомобиль «Лада 4х4» не является единственным обладателем описанного устройства. Подобная блокировка дифференциала работает как на «Шевроле-Ниве», так и на других моделях внедорожников, правда, реализована она может быть по-разному. Но тем не менее выполняет аналогичные задачи.

Когда надо пользоваться блокировкой

В условиях нормальной дороги на «Ниве» ничего включать не надо. А вот на проселке или перед крутым подъемом водителю стоит подумать о подстраховке. Как работает блокировка на «Ниве», мы уже выяснили. Так что к ее помощи стоит прибегать в случае возникновения препятствий при движении, и сделать это надо заблаговременно, до того как машина застряла.

Если впереди трудный участок, то лучше всего заранее включить блокировку, тем более что много времени это не занимает. Надо только помнить, что пользование блокировкой без необходимости не способствует сохранности автомобиля, приводит к перерасходу бензина и износу резины.

Как включить блокировку

Делать это довольно просто. На автомобиле «Лада 4х4» справа от водителя есть три рычага, нас интересует из них самый маленький. Когда водитель передвинет его назад, работает блокировка на «Ниве 2121», как только переведет ручку вперед – режим отключится. Производить все манипуляции лучше всего на неподвижном автомобиле.

Опытные водители знают, что включается (выключается) блокировка не всегда с первого раза. Дело в том, что валы могут стоять не в том положении или их может «закусить», если на муфту приложено дополнительное усилие (например, автомобиль остановился на повороте). Тогда надо немного проехать вперед или назад, выровнять колеса и повторить попытку. Как правило, в этом случае все включается.

На «Шевроле-Ниве» эта процедура производится по-другому. Там не два рычага для управления режимами раздатки, а один. Нужный нам расположен ближе к водителю. Хотя работают блокировки на «Ниве-Шевроле», как и на автомобиле «Лада 4х4», одинаково, но включаются по-другому. На «Шевроле» для этого рычаг управления режимами раздаточной коробки надо перевести при выжатом сцеплении на стоящем автомобиле влево (к себе). Чтобы отключить блокировку – в противоположную сторону.

Блокировка дифференциала на «Ниве» – верный помощник водителя

Полный привод не всегда обеспечивает проходимость по бездорожью. Зачастую этого мало. Вот когда, как на «Ниве», блокировка работает совместно с полным приводом, можно говорить, что автомобиль, по крайней мере, близок к вездеходам. И на такой машине вполне реально если не покорять распутицу, то довольно смело передвигаться по проселочным и заброшенным дорогам.

Но при этом не стоит забывать, что блокировка дифференциала – режим для трудных условий движения. Но и бояться его не нужно. Надо помнить, что блокировка позволяет «Ниве» проехать там, где другие не будут и пытаться это сделать. Но не стоит без необходимости ее включать в городе. Это чревато излишним расходом бензина, износом резины и в конечном итоге – поломкой машины.

НИВА постоянный полный привод. Как устроен и где проедит

Что такое постоянный полный привод?

Как известно (и написано во всех книгах, руководствах, инструкциях и пр про ниву) машины семейства ВАЗ 2121 имеют постоянный полный привод. Что же это такое? Ответ — это хорошо. Это когда всегда тянут все четыре колеса. Это когда не надо заботиться о включениях мостов, соединении разнообразных ступиц и главное своевременном их отключении и рассоединении под угрозой выхода из строя трансмиссии и потери управляемости. Так вот, при постоянном полном приводе момент двигателя делится дополнительным дифференциалом (находится в раздаточной коробке) поровну между мостами — так же как мостовой (межколесный) дифференциал делит момент между колесами (и вы можете спокойно поворачивать без проскальзывания). Момент на каждом ведущем колесе при этом снижается вдвое (ведь их стало вдвое больше чем на задне- или переднеприводной машине), соответственно менее вероятно проскальзывание при езде по плохой поверхности (лед, снег, мокрый асфальт, грязь). Но в отличие от режима 4*4 обычной полноприводной машины (УАЗ, ЗИЛ, Ниссан-Патруль) (Комментарий злопыхателя: во первых, на Nissan Patrol ограничение по скорости 40 км/ч только при езде на пониженной передаче. На нижнем ряду нива едет до упора, то есть километров до 80 на пятой передаче — пока мотор не перекрутится) нива так может ездить всю ее жизнь а не только «не более 40 км/ч в плохих дорожных условиях» как это полагается по всем инструкциям от того же УАЗа. Потому что при повороте — см выше — колеса не начинают проскальзывать (с потерей управления да и просто запредельными нагрузками по всей трансмиссии — так называемая циркуляция паразитной мощности) а идут по траектории, разница путей нейтрализуется вышеупомянутым дифференциалом.

А тогда зачем же на ниве рычаг «блокировка дифференциала«? Ответ — для езды по действительно плохим дорогам а также при полном отсутствии таковых. Ведь наличие трех дифференциалов (два мостовых и межосевой) означает что достаточно потерять сцепление с дорогой на одном колесе (грязь, лед, вывешивание в воздухе) как оно тут же начнет вращаться с учетверенной скоростью а все остальные колеса будут стоять (хотя на них сцепление может быть хорошим). Заблокированный же межосевой дифференциал передает уже не равные моменты а равные скорости — таким образом уже два колеса будут всегда передавать момент, по одному на каждом мосту. И машина остановится только если они оба потеряют сцепление — например при диагональном вывешивании (два колеса по диагонали на возвышениях а два оставшихся висят воздухе) или сваливании одним бортом в какую-нибудь канаву или снег. Дальнейшее улучшение проходимости возможно при блокировке также и мостовых дифференциалов, но к сожалению для нивы такого серийного варианта нет, только разнообразные самодеятельные доделки (вплоть до заваривания намертво одного из дифференциалов — тогда машина напрочь теряет способность нормально ездить по дорогам).

Нива — танк! Но легкий и мелкоплавающий

А именнно — нива это все-таки компромисс между дорожной машиной и внедорожником. Конечно на ней можно ездить на Эверест и штурмовать просторы сибирской тайги — но лучше так все-таки не делать. Пожалейте технику и она проживет значительно дольше. Это не военный Урал, грузить на нее 10 тонн и прыгать с обрыва в 5 метров нельзя — подвеска все-таки почти от жигуля-классики хоть и усиленная. Нырять вслед за танком Т-80 в брод тоже не следует, заводская глубина преодолеваемого брода всего 60 см (и достигается она без специальной подготовки только при крайне медленном движении а то забрызгается и заглохнет, и вентилятор свернуть можно и электрику сжечь). И вообще не надо считать что теперь вам все по плечу и вы везде проедете — нет, с таким подходом вы всего лишь засядете существенно дальше и глубже чем например на той же классике.

Но зато по дорогам состояния весьма ниже среднего нива ездит вполне ничего. Грейдер и проселок, раскисшая колхозная колея или берег реки — вот те места где на ниве можно ехать спокойно, на скорости определяемой исключительно желаниями и умениями водителя, а машина не подведет. Вы не улетите в повороте из-за сноса единственной управляемой она же ведущая оси и не почувствуете что вас просто несет боком как на заднем приводе. Даже по сравнению с стандартным 4*4 на ниве в таких условиях ехать гораздо лучше — можно проходить повороты вкатываясь а не скользя всеми четырьмя колесами. Вы не утонете в луже глубиной 10 см и яма такого же размера не потребует проминания головой потолка.

Раздатка и пониженная передача

А это раздатка. Раздаточная коробка если официально. Устройство которое из одного вала выходящего из коробки (самой обычной, практически от 2107 не отличается) делает два — на оба моста.

Один из рычажков управляет пониженной передачей. Фактически это дополнительный редуктор с отношением порядка 1:2 включаемый после коробки. То есть там где у вас была 4-я (прямая) передача получается нечто типа 2-й, где 2-я — 1-я, а где 1-я там нечто еще ниже, еще медленнее зато с вдвое большим усилием. Используется в двух целях — во-первых тогда когда не хватает момента двигателя на 1-й передаче верхнего ряда (1в) — на бездорожье или при тягании буксиром тяжелого прицепа (нива на 1н вполне может сдвинуть с места и утянуть по ровной площадке троллейбус — а это между прочим 8 тонн — хоть, конечно, и без особой резвости). И вторая цель — снизить скорость ниже 1-й передачи в условиях когда момента хватает а вот скорости управления нет. Например при маневрах (заезде в узкое место или на стоянку), движении в очень вялотекущей пробке (где все только и делают что дергают сцепление — ниже чем на 1000 оборотов мотор не тянет и даже глохнет а скорости движения соответствующей этим оборотам в пробке нет). Очень удобно тогда включить нижний ряд и спокойно двигаться не пережигая сцепление и не прыгая вперед при каждом старт-стопе.

Читать еще:  Колдун на калину цена

Выключать нижний ряд можно не останавливая машину. Как на обычной коробке передач только несинхронизированной (слышали может быть «рассказы бывалых» про всякие двойные выжимы и «скрежет шестерен»? Вот это все было тогда когда основные коробки были несинхронизированными). То есть с подбором оборотов на валах и аккуратном и достаточно медленном включении шестерен. Включать так нижний ряд завод запрещает, только остановив машину. Но практически при движении с очень малой скоростью (до 5 км/ч — скорость пешехода) это вполне получается, если немного потренироваться, и без страшных хрюков в коробке. Только ни в коем случае не пытайтесь додавить передачу — если оно хрустит и не лезет то приложение усилия может только свернуть раздатку с последующим дорогостоящим ремонтом.

Второй рычажок — это управление вышеописанным межосевым дифференциалом. Вперед — нормальный режим, назад — заблокировано, для тяжелых дорожных условий. Внимание — включение и особенно выключение этой блокировки возможно далеко не всегда. Оно может просто «не пойти» — если валы стоят не в нужном положении или «закусить» если на эту блокировку приложено усилие (поворот на дороге с заметным сцеплением колес). Проедьте немного вперед (а может и назад) и рычажок перейдет в желаемое положение без особого труда. Опять же не пытайтесь додавить включение — если оно уже хрустит то значит валы проворачиваются относительно друг друга и включение невозиможно. Остановитесь или перейдите на прямолинейное движение (когда нет разности путей между мостами). При включенной блокировке на панели приборов загорается желтая лампочка — это для напоминания о том что в таком режиме ездить по хорошим дорогам нельзя.

Я крутой широкий джипер — я второй мост включил и езжу!

Вот таких мы и лечим: Еще раз, на ниве нельзя ездить с заблокированным дифференциалом по хорошим дорогам. Рассыплется раздатка, редукторы и карданы, быстро сьедятся шины и есть заметный риск уйти наружу на повороте (Комментарий злопыхателя: к сожалению современная медицина и расценки автосервисов пока еще не в силах окончательно победить маразм. В природе немало индивидуумов, угробивших не один а/м, но так и не вникнувших в суть явлений. На все рассуждения о кр. моменте, дифференциалах или раздатке у них есть резонный, паритетный ответ: » А чо, эта ж джып, ебтыть!»)

Единственный режим когда оправдано включение блокировки при движении по более-менее приличным дорогам это по грейдеру. Когда поворотов нет, скорость есть (машина вполне позволяет ехать 100 и больше по вполне среднему колхозному грейдеру — осторожно только с тормозами, они от боковой вибрации отходят и требуется одно-два нажатия для подвода колодок на место) и каждый булыжник, ухаб или ямина норовит развернуть машину вокруг вертикальной оси (по курсу в смысле). Нива машина короткобазная и поэтому на ней боковые удары весьма существенно сказываются на курсе. Включение блокировки позволяет несколько снизить эффект (ценой естественно снижения ресурса и повышения расхода бензина — проскальзывания при поворотах и мелких отклонениях никуда не исчезнут).

Так когда чего включать?

Основное правило — сначала включать а потом идти на штурм. Если впереди видно безбрежное болото с уходящими в пучину следами трактора Кировец то надо остановиться, включить 1н и блокировку, осмотреться: и повернуть в обьезд. Такие препятствия нива практически преодолеть не может зато садится в них капитально, так что вытолкнуть силами экипажа малореально.

Если впереди сухая но неровная и вообще сомнительная дорога (проселок) то обычно достаточно включить нижний ряд. И двигаться вперед по обстановке — там где ровно на 2н (это приблизительно то же что 1в) и даже может быть вверх вплоть до 5в (это нечто между 2в и 3в — километров до 80 можно разгоняться), там где бугор — снижая скорость и переходя вниз вплоть до 1н.

Если впереди скользкий и сильно сомнительный участок (грязь, снег, лужа, брод) то остановитесь и включите блокировку и нижний ряд. Потом может быть поздно — если подождать с включением до того момента когда машина начинает останавливаться по естественным причинам (не хватает момента или скользят колеса) то есть заметный шанс больше уже с места не стронуться.

Нормально. Высоко сижу далеко гляжу, люков с трамвайными рельсами не боюсь и сугроб на вьезде во двор не является страшным и ужасным непреодолимым препятствием. Дверей только маловато — пассажиров на ниве возить не очень удобно, проблемы с входом-выходом (как и на всех двухдверках). По динамике в городских условиях (скорость 40-90 км) вполне на уровне остального потока, по удобству управления и пр — жигуль как жигуль. Зато прочная (в лобовую на зил ходить конечно не следует но мелкие столкновения часто даже следов не оставляют — с такими-то бамперами), грузоподьемная (полтонны груза взять нет проблем совершенно, лишь бы внутрь поместилось), короткая (существенно при парковке). Радиус поворота только побольше, но что делать, это плата за передний привод огромных 16″ колес.

А свезет ли оно.

Свезет. Еще как свезет, грузоподьемность и грузовместимость у нивы весьма внушительные. Жесткие энергоемкие пружины подвески способны вполне держать машину вдали от ограничителей хода даже если туда загрузить пассажиров по принципу «сколько влезет» или груза «сколько поместилось». Ну если конечно не грузить ее кирпичами, мешками с цементом или слитками золота. 200 кг нагрузки она почти не чувствует (а у жигуля-классики уже брызговики по асфальту трутся если столько в багажник запихнуть, да и лонжероны лопаются).

Для перевозки грузов на ниве предусмотрено складывание заднего сиденья. Спинку вперед и потом ее вместе с подушкой опять вперед. В отличие от 2121 для полной уборки сиденья необходимо перекинуть петли его крепления — это описано в инструкции.

Но существует и второй вариант раскладывания сиденья, в инструкциях не описываемый и вообще малоизвестный. Оказывается заднее нивское сиденье можно разложить полностью горизонтально! Для этого необходимо его вывернуть — потянуть петли между подушкой и спинкой вперед-вверх тем самым поставив подушку вертикально вверх а спинку горизонтально назад. После чего пропихнуть спинку под кронштейнами ее крепления за задние колесные арки и опустить все вниз. Получается почти ровная поверхность от переднего сиденья (и даже передней панели если разложить пассажирское сиденье — только надо выдернуть подголовник) до задней двери. Два с половиной метра — больше чем в волге-«сарае» (у нее правое сиденье вровень с задним не раскладывается). И в высоту прилично, до крыши. Можно возить что-нибудь длинное или укладываться на ночлег на природе.

Как работает полный привод на Ниве Шевроле

В последнее время внедорожники и кроссоверы с полным приводом пользуются большой популярностью. Если раньше предпочтение отдавалось автомобилям только с высоким клиренсом, то теперь в приоритете и наличие трансмиссии 4х4.

Но реализована такая технология может быть абсолютно по-разному, рассмотрим особенности строения межосевой блокировки и муфты на автомобиле Шевроле Нива.

Устройство привода.

Классическая Нива 2121 стала первым российским внедорожником, на который устанавливалась полноприводная трансмиссия. Среди основных особенностей этой трансмиссии была возможность блокировки межосевого дифференциала. Многие ошибочно считают, что данный узел необходим для подключения переднего моста. Но на самом деле, передняя ось всегда находится в подключенном положении. Попробуем подробнее разобраться в конструкции автомобиля.

Ходовая часть авто выполнена таким образом, что крутящий момент от двигателя передается через коробку переключения передач сразу на все 4 колеса. Такая схема работы позволяет показать наилучшие качества при передвижении по бездорожью, одновременно с этим значительно снижая на основные детали.

Основные узлы трансмиссии:

  • Коробка переключения передач,
  • Раздатка,
  • Привода и карданные валы,
  • Передний и задний редукторы.
Читать еще:  Гидрокомпенсаторы нива 21214 ремонт

Именно раздатка в автомобиле отвечает за распределение крутящего момента между мостами. На Шевроле Нива она двух скоростная и ее наличие обеспечивает следующие преимущества:

  • Плавное движение автомобиля на низкой скорости при высоких оборотах двигателя.
  • Распределение усилий между осями авто в зависимости от конкретных дорожных условий.

Дифференциал необходим для распределения тяговых усилий. На практике, это позволяет обеспечивать вращение двух колес на одной оси с разной скоростью. На Шевроле Нива установлено 3 дифференциала, что позволяет каждому колесу иметь собственную угловую скорость.

Карданные валы необходимы для соединения раздатки и редукторы мостов. Валы Нивы Шевроле имеют одну интересную особенность: они имеют абслютно одинаковую конструкцию, в результате чего они взаимозаменяемы и при выходе одного из них из строя, при необходимости можно пожертвовать полным приводом, но самостоятельно добраться до ближайшей СТО.

Мосты оснащены внутренними шарнирами, которые передают усилие от раздатки до ведущих колес.

Принцип работы привода.

По умолчанию, на внедорожнике используется повышенная передача с отключенным межосевым дифференциалом. Двигатель передает усилие на коробку передач, которое через вал поступает на редуктор раздатки. В раздаточной коробке находится межосевой дифференциал, при помощи которого осуществляется соединение передней и задней оси.

Как работает полный привод на Ниве Шевроле если дифференциал заблокирован.

Если включить на Ниве полный привод, то произойдет блокировка карданов при помощи специальной муфты. В этом случае произойдет равномерное распределение крутящего момента между осями. Проходимость автомобиля значительно увеличиться, но при этом управляемость станет немного хуже.

Включение полного привода.

Использование блокировки будет обоснованным в следующих случаях:

  • Если есть вероятность пробуксовки колес, на участках с плохим покрытием,
  • При недостатке тяги двигателя на высоких оборотах,
  • При движении по дороге с рыхлым покрытием, снегу, льду.

Также следует учитывать некоторые особенности Шевроле Нива, а именно – беспомощность трансмиссии при диагональном вывешивании. В таком режиме колеса начинают прокручиваться, поэтому при необходимости нужно подкопать под колесом или сделать надсыпь под приподнятой осью.

Модернизация подвески «Хёндаи Солярис»

Эту статью я пишу для того чтобы поделиться опытом и провести обоснование аспекта устойчивости автомобиля на дороге. Этим автомобилем будет ваз 2121 нива и все последующие полноприводные модели на этой базе.

Постоянный полный привод. Хорошо ли это или плохо? Трансмиссия Нивы построена таким образом что крутящий момент от двигателя передаётся на КПП далее на Раздаточную коробку в которой и установлен межколёсный дифференциал. который делит 50х50 крутящий момент между передним и задним мостом. далее момент переходит на передний и задний мост дифференциалы которых так же делят крутящий момент между колёсами 50х50. Равномерное распределение крутящего момента позволяет эластично работать полному приводу. В обычном состоянии при вывешивании одного из колёс крутящий момент на вывешенное колесо будет передаваться в 4 раза быстрее за счёт двух двух дифференциалов. То есть если машина застряла и вывесилось одно из колёс наименее загруженных, не важно переднее или заднее оно будет вращаться в 4 раза быстрее положенных оборотов. Если допустим скорость вращения на первой передаче 20 км ч. то на выходе колесо будет выдавать все 80. В раздаточной коробке предусмотрена жёсткая блокировка межосевого дифференциала которая позволяет синхронно передавать крутящий момент на передний и задний мост, то есть включать постоянный жёсткий полный привод.

При этом если будет диагональное вывешивание то момент будет передаваться на переднее и заднее колесо имеющее меньшее сцепление с почвой. Соответственно за счёт дифференциалов скорость вращения этих колёс будет удвоенной. В раздаточной коробке так же есть понижающая передача которая усиливает крутящий момент передаваемый на мосты и понижением скорости вращения.

Два коротеньких рычажка, Первый ближе к панели это блокировка межосевого дифференциала, второй включение пониженной передачи. Так вот для чего я это пишу. У Нивы есть одно свойство. она на скользкой дороге при не заблокированном дифференциале может неожиданно развернуться потеряв управление. Причём это происходит мгновенно, даже опытный водитель не успевает отреагировать на такой кульбит. Почему об этом пишу. Было время когда я работал на Ниве и возил почту по району. Изучил её повадки вдоль и поперёк. Конечно у неё отличная проходимость, даже при не заблокированном дифференциале. При движении и ускорении крутящий момент распределяется по полом по осям. И лишь только вывешивание одного из колёс может остановить движение. Но у нивы длинноходная подвеска и колёса практически всегда имеют сцепление с грунтом поэтому происходит перераспределение между колёсами равномерно и работает полный привод как и положено.

Нива прекрасно преодолевает грязь, песок, снежные заносы. И практически любую пересечённую местность. Но это статья не о вездеходных возможностях машины а о особенности управления в скользкое время. А именно, накатанная зимняя дорога, гололёд, грунт с малым сцеплением.

Я неоднократно попадал в ситуацию полного разворота автомобиля на скользкой дороге, причём если машину начало разворачивать этого уже не изменить, это не скорректировать рулём и прибавкой газа. Тем более если это происходит на достаточной скорости. доли секунды и машина едет задом на перёд. Водитель даже не успевает отреагировать. Но это в том случае если не заблокирован дифференциал. Хотя полный привод включен постоянно! Такой кульбит это норма. И вот теперь я хочу провести обоснование данного факта. С чем это связано?

Для этого небольшой экскурс и сравнение с другими приводами. И к примеру возьмём задний привод. На примере классики 2101-2107

Вращение предаётся только на задние колёса. В скользкое время приходится очень аккуратно работать педалью газа, небольшая ошибка вызывает срыв в пробуксовку и в этот момент при манёвре или наезде одним из колёс машину может легко развернуть. Более того двигатель расположенный в передней части машины загружает переднюю ось. Лёгкий задок не нагружает ведущие колёса в итоге от отсутствия сцепления и загруженности ведуще оси колёса буксуют.

Но водители приспосабливаются. Зимняя резина + Балласт в багажник 50-60 кг и двигаться можно. Занос при заднем приводе возникает как при ускорении так и при сбросе газа. Но водители знают эти повадки. Поэтому приспособится можно и все так ездят.

Передний привод на скользкой дороге куда предпочтительней заднему. Ведущие колёса нагружены двигателем + они ещё и тянут машину за собой в поворот. Единственное отличие что входя в поворот не сбрасывать газ иначе зад может закинуть и машину развернёт.

И так возвращаясь к полному приводу к Ниве. При выключенном межосевом дифференциале крутящий момент между мостами делится пополам. Но нагрузка на переднюю и заднюю ось разные. Пред загружен двигателем коробкой и раздаточной коробкой. зад автомобиля короткий на заднюю ось нагрузка меньшая. Теперь представим ситуацию движение по скользкой дороге. Водитель полностью уверен в себе, Полный привод всегда включен, чего опасаться. при движении и ускорении всё отлично. Машина уверенно едет и по скользкой дороге и на подъёмы. Но вот водитель сбросил газ пред препятствием немножко вильнул рулём. Задний колёса и без того меньше нагруженные предают под сброс газа часть нагрузки на передние колёса. Передние колёса имеют хорошее сцепление и ещё подружатся. Упираясь они замедляют движение автомобиля но через межосевой дифференциал перераспределяют часть нагрузки на заднюю в итоге сила направленная на разгруженные задние колёса. Повторюсь машина тормозится трансмиссией! Обороты двигателя падают и являются тормозом. Продолжу, через хорошее сцепление передних нагруженных колёс предаётся момент обратно в трансмиссию колёса заставляют двигатель крутиться в то время как он их тормозит. Но стоит меж осевой дифференциал и он не заблокирован, а значит часть энергии уходит на задний мост, и что победит либо раскрутиться двигатель либо задние колёса начнут скользить причём как только начнётся потеря сцепления, колёса сначала замедлят вращение потом крутящий момент с лёгкостью предастся с переднего моста на задний, и задние колёса будут иметь притормаживающий эффект. В то время как передние колёса будут крутиться не блокируясь, задние так же будут крутиться но с меньшей скоростью в погрешности на передний дифференциал. А в итоге что это значит? Полная потеря сцепления задней оси с дорогой. Это просто сани. Поэтому при любом манёвре машину мгновенно развернёт и поделать тут нечего. Особенность такой трансмиссии. Поэтому на скользком покрытии обязательно надо блокировать межосевой дифференциал. Тогда крутящий и тормозящий момент передаётся жёстко на две оси и машина имеет хорошую устойчивость.

Источники:

http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/obsch/ustrojst/privod/kakoypr.htm
http://truehunter.ru/478539a-kak-rabotaet-blokirovka-na-nive-printsip-deystviya
http://vazhelpgid.ru/test-draiv/232-niva-postoyannyy-polnyy-privod.html
http://expertniva.ru/hodovaya/kak-rabotaet-polnyj-privod-na-nive-shevrole.html
http://dlg777ls.ucoz.ru/publ/osobennosti_transmissii_polnoprivodnoj_nivy/1-1-0-16

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector