Как проверить регулятор напряжения я112а1
Генераторы Стартеры Карбюраторы Зажигание Аккумуляторы.
Применяется для генераторов без доп. диодов
Применяется для генераторов с доп. диодами
Если перепутать и поставить вместо Я112А Я112В, то генератор не заработает
Если вместо Я112В поставить Я112А то работать будет, но есть риск разрядить аккумулятор
Регуляторы напряжения Я112А имеют общую шину питания для схемы управления и для выходного ключевого транзистора.
Регуляторы напряжения Я112В стали следующим поколением. В них цепь управления и цепь выходного транзистора разделены.
Разберемся чем отличаются эти регуляторы напряжения
Регуляторы напряжения Я112А имеют общую шину питания для схемы управления и для выходного ключевого транзистора.
При подаче плюса на схему регулятора. Выходной транзистор открывается и пропускает ток возбуждения. Такая схема работает аналогично старым электромагнитным регуляторам напряжения.
В схеме генератора с регулятором напряжении Я112А, ток возбуждения проходит через замок зажигания. Пустить его, минуя замок зажигания по короткому пути нельзя, надо, чтобы замок зажигания размыкал цепь возбуждения при выключенном двигателе, иначе это приведет к быстрой разрядке аккумулятора через ротор генератора.
Регулятор напряжения Я112В оказался применим для более прогрессивных генераторов, в которых питание обмотки возбуждения происходило от дополнительного выпрямителя, такие генераторы называют – генераторы с дополнительными диодами. (см.здесь)
Преимущество схемы с доп. диодами состоит в том, что, она питает обмотку возбуждения по короткой цепи от дополнительного выпрямителя. Аккумулятор не подключен напрямую к точке питания обмотки возбуждения, поэтому цепь возбуждения не проходит через замок зажигания и разрядка аккумулятора через обмотку возбуждения не происходит.
Регулятор напряжения Я 112В оказался подходящим для такой схемы. У него два входа, на один приходит ток возбуждения от доп. диодов а на другой приходит маленький ток управления через замок зажигания. Благодаря такой схеме регулятора цепь возбуждения и цепь управления разделены.
Для целой серии генераторов первого поколения для Зила, ГАЗа, «Волги», УАЗов, Автобусов были разработаны генераторы в прежних корпусах, но с доп. диодами, для них и был использован регулятор напряжения Я112В.
Поэтому, если генератор с доп. диодами в нем ставится регулятор напряжения Я112В.
Если генератор без доп. диодов, в нем ставится регулятор напряжения Я112А
При замене генератора может возникнуть путаница
Генераторы с доп. диодами и без доп. диодов имеют одинаковые корпуса и присоединительные размеры, но проводка к ним разная, поэтому если старый генератор был без доп диодов, то надо ставить такой же генератор. Если генератор был с доп диодами, то надо ставить такой же. Если приходится устанавливать не соответствующий генератор, то придется либо менять регулятор напряжения, либо делать небольшие изменения в проводке.
А если генератор не менять, а менять только регулятор напряжения?
Регуляторы сделаны в одинаковых корпусах, и легко ставятся один вместо другого.
Что произойдет если мы поставим в генератор без доп. диодов регулятор Я112В. Генератор не заработает. Цепь тока возбуждения окажется разорванной. Так что, надо ставить регулятор Я112А.
Или доработать схему таким образом, чтобы превратить регулятор Я112В в Я112А. При сборке регулятора в корпусе, надо коротким проводком соединить точки Б и В, получится регулятор Я112А.
Что произойдет, если мы поставим в генератор с доп. диодами регулятор Я112А. генератор заработает, но при выключении зажигания двигатель не заглохнет. Дело в том, что через регулятор Я112А от доп. диодов генератора будет питаться система зажигания. Так что, надо ставить регулятор Я112В.
Или доработать схему – отрезать проводок, который питает обмотку возбуждения от доп. диодов. Генератор превратиться в обычный – без доп. диодов. Лампочка контроля зарядки престанет работать, но с этим можно смириться, или купите регулятор Я112В.
Диагностика регулятора напряжения Я112В
Если рассмотреть номенклатуру поставляемых на отечественный рынок регуляторов напряжения, то можно отметить что она не настолько широкая. И хотя любой регулятор напряжения в автомобиле выполняет одну и туже функцию но принцип проверки и диагностики для каждого типа совсем другой. Так как же проверить на работоспособность регулятора напряжения Я112В если есть подозрения что он не работает или работает не так как надо?
Данная марка регулятора напряжения устанавливался на автомобили отечественного производства ВАЗ-2104..05..07, а так же автомобили марки Таврия до 91 года выпуска. К сожалению выпуск интегрального регулятора напряжения Я112В приостановлен, так что способ проверки регулятора будет как нельзя к стати.
Внешний вид регулятора Я112В
Стоит отметить, что при производстве данной марки регулятора, завод изготовитель предпринимал меры по защите от копирования детали подпольными цехами и организациями. Защита заключалась в нанесении голограммы (указана на фотографии стрелкой)
Внутреннее устройство Я112В
Разобрав корпус регулятора Я112В нашему взору откроется печатная плата с несколькими электронными компонентами, в принципе деталей минимум, так что при крайней необходимости можно отремонтировать, если же конечно вы владеете паяльником и нет возможности приобрести новый.
Схема подключения Я112В
Как видно из электромонтажной схемы, генераторы серий Г221, Г222, Г250 и Г502А, состоит из трех силовых обмоток Y1…Y3, благодаря которым при вращении якоря и происходит генерация переменного тока.
Но как известно все потребители в автомобиле используют не переменное напряжение, а постоянное, поэтому без выпрямителя в виде диодного моста нам не обойтись. Из схемы соединений и конструктивных особенностей генератора, можно сделать вывод: что как бы мы быстро не крутили вал генератора, если на возбуждающей обмотке нет постоянного напряжения, наш генератор не выдаст ни вольта.
Данное напряжение подается на 15-ую клемму генератора автомобиля и на контакт «Б» регулятора.
Определяем работоспособность Я112В
Проверка работоспособности регулятора марки Я112В в домашних условиях используя при этом подручные средства не составит труда, для этого нам потребуется собрать несложную схему на основе блока питания:
Требования к блоку питания:
– Возможность регулировки напряжения в диапазоне от 10 Вольт до 15.
Требования к измерительному прибору:
– возможность измерения постоянного тока;
– предел измерения 15В.
Требования к контрольной лампе:
– рабочее напряжение 12 Вольт;
– мощность 3…12 Вт.
При отсутствии необходимого блока питания можно использовать устройство для подзарядки автомобильных аккумуляторов.
Требование к зарядному устройству аккумулятора:
– возможность регулировки тока зарядки.
Но если Вы решили заменить БП (блок питания) пуско-зарядным устройством то необходимо помнить, что в ЗУ (зарядном устройстве) предусмотрена защита, которая не позволит включить устройство без наличия «нагрузки» в виде аккумулятора.
Если по-прежнему Вы испытываете затруднения в выборе источника питания для поверочной схемы, и вам не удалось отыскать ЗУ или блок питания, то и это не проблема! Используйте обычные пальчиковые батарейки с напряжением 1,5 Вольта.
Методика диагностики регулятора Я112В
1.Подводим питание 12 Вольт на клемму «А» и массу регулятора (наблюдаем горение контрольной лампы)
2.Повышаем напряжение до 14.5 Вольт, (если лампа погасла – регулятор напряжения исправен)
3.Если при подачи напряжения 12 вольт лампочка не горит, или при повышении напряжения до 14.5 Вольт лампочка не гаснет, выносим печальный вердикт – замена!
Проверка интегральных регуляторов напряжения (ИРН)
Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б нужен источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12 и 16 В, и контрольная лампочка мощностью не более 1,5 Вт. В качестве источников тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше регулируемый источник (пульсация не более 0,3 В).
Для проверки регуляторов Я112Б собирают схему по рисунку в:
- «—» аккумуляторной батареи соединяют с теплоотводом ИРН,
- «+» через переключатель напряжений S с клеммой «Б» или с клеммой «В» (для регуляторов Я112А)
- клемму «Ш» обоих типов регуляторов соединяют через контрольную лампу «+» 12-вольтного источника напряжения
При проверке Я112В надо дополнительно соединить выводы «Б» и «В».
Если регулятор исправен, то при установке переключателя напряжения S в положение 12 В лампочка горит (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя на 16 В — гаснет. Если в обоих случаях лампочка не горит то в выходной цепи регулятора обрыв, а если горит, пробит выходной транзистор.
При регулируемом источнике питания можно замерить напряжение, поддерживаемое ИРН. Показания вольтметра снимают при повышении напряжения источника от 12 В вверх в момент погасания лампы или при его понижении начиная с 15… 16 В в момент загорания лампы.
Проверка ИРН Я120 производится по схеме (рисунок в), но при этом используются аккумуляторные батареи на 24…32 В и контрольная лампочка на соответствующее напряжение. «+» батареи надо соединять с клеммой «В», а лампочку — с клеммой «Ш» и «+» батареи 24 В.
Чтобы убедиться, обеспечивает ли ИРН нормальное возбуждение генератора, надо измерить падение напряжения между клеммами «Ш» и «М». Величину падения напряжения в регуляторе можно проверить по схеме, приведенной на рисунке г. К клемме «Б» («В») и «—» (корпус) подключают соответственно «+» и «—» аккумуляторной батареи 12 В (для Я120 нужна батарея 24 В). Клемму «Ш» ИРН соединяют через реостат (начальное сопротивление не менее 4 Ом) и амперметр с клеммой «+» батареи. Между клеммой «Ш» и теплоотводом регулятора устанавливают вольтметр класса не ниже 1 со шкалой 3 В. Реостатом устанавливают ток 3 А, соответствующий максимальному току возбуждения, и вольтметром замеряют падение напряжения, которое должно находиться в пределах 1,1…1,7 В.
Падение напряжения в ИРН легко проверить на собранной установке:
- на генераторной установке 13.3701 надо снять защитную крышку ИРН, соединить отрезком провода выводные клеммы «В» и «Д» генератора
- включить «массу» аккумуляторной батареи на тракторе (или подключить батарею плюсовой клеммой к клемме «В», а минусовой— к корпусу генератора)
- подключить вольтметр между клеммой «Ш» и теплоотводом, снять падение напряжения по показаниям вольтметра
Рис. Схемы проверки:
в-работоспособности ИРН ; г- падения напряжения в ИРН
Как проверить регулятор напряжения я112а1
Автор: eufs, eufs@email.ua
Опубликовано 18.11.2015
Создано при помощи КотоРед.
Представлю свою версию реле-регулятора напряжения бортовой сети автомобиля Я112А, которое зовётся в простонародно-водительском наречии-“шоколадка”.
Не пристало настоящим котам затариваться в магазинах автозапчастей тем, что вполне можно сделать самим, тем более что за дешево можно там купить только откровенный хлам, а нормальная указанная вещь продается никак не меньше, чем полкило нормальной колбасы.
А деталек-то для самодельного потребуется совсем не много, большинство из которых легко добывается из старых материнских компьютерных плат.
Анализ предлагаемых готовых Я112 поразил своей разнообразностью с одной стороны и убогостью схемотехники с другой. Как придумали на заре автомобильно-генераторной цивилизации регулятор на трех транзисторах и стабилитроне – так оно и кочует из одного изделия в другое, за редким исключением. Есть с целой кучей транзисторов, но чем это лучше – не понятно. Все равно транзистор на выходе биполярный составной по сути или конструктивно, на котором выделяется 4-5Вт тепла. И это не единственный недостаток.
“Ну и что”-скажете Вы, “оно ж работает. ” – и будете совершенно правы.
Но мы не такие! Мы не будем экономить на мелочах и оглядываться, а будем смотреть только вперед.
В наших руках будет рождаться шедевр схемотехники на хороших, недорогих и распространенных деталях, обладающий некоторыми полезностями, такими как:
– малое падение напряжения на регулирующем элементе – не более 30мв, соответственно нет нагрева;
– высокую стабильность поддерживаемого напряжения;
– возможностью переключения напряжения “лето-зима”;
– световой индикатор исправной работы.
Схема каких-то особенностей не имеет. Опрный источник напряжения +2.5В собран на всем известной TL431, компаратор на еще более известном ОУ LM358, драйвер выходного ключа на транзисторах общего применения и, наконец, выходным ключом на мощном мосфете 60N03.
Оба операционных усилителя включены параллельно. Чтоб не болталсо второй и для надежности первого :).
Пару слов о возможных заменах деталей.
Мощный полевой транзистор можно заменить любым с предельным током не ниже 15А и напряжением 30В. На материнках часто встречаются подобные мосфеты 18N06 (17aмпер 60вольт),30N03 (30а 30в),55N03 (55а 30в), 75N03 (75a 30в) и т.д и т.п. Все они годятся для конструкции. Только желательно по даташиту в интернете удостоверится насчет тока и напряжения (бывали случаи. ). Плата предусматривает установку как в корпусе DPACK (тот что покрупнее), так и D2PACK (помельче), но первый предпочтительней.
Транзисторы в драйвере -любые c соответствующей структурой в корпусе SOT23.
TL431 тоже можно припаять в SOT23 (тоже есть на материнках)), а можно более распространенню в TO92 лежа боком. Плата позволяет. После первого включения надо проверить 431 на предмет возбуждения на высокой частоте, возможно придется убрать С1 или изрядно добавить. У меня в одном экземпляре регулятора пришлось его убрать, потому что без него не было возбуждения, а с ним появлялось. Косвенно о возбуждении можно догадаться при сильно заниженном пороге срабатывания относительно 13.9-14.4В. Но лучше – осциллографом.
ОУ лучше не менять, их таких навалом.
При указанных на схеме деталях, рассчетный порог 14.25В, но все TL431 что были у меня были с незначительно заниженным напряжением, из- за чего порог сползал на 14.0-14.1.
Конденсатор С2-танталовый 3.3-10 мкф 20В. Попадаются и они на материнках, но реже. Чаще на платах от совсем старых CD или винчестеров.
Диод VD2 лучше всего двухамперный, но на крайний случай 1N4002-4007. Паяется формованными выводами на проводники в указанном месте без сверления.
Светодиод любого цвета диаметром 3мм впаивается в плату с обратной стороны и попадает в отверстие четвертого винта, который закручивать не надо. Щеткодержатель прекрасно держится и на трех.
Плата изготовлена из двухстороннего стклотекстолита 1.5-2мм. Фольгу с обратной стороны оставить. Для соединения с обратной стороной впаяны 4 перемычки. 3 от истока полевго транзистора, одна от анода TL431. Отверстия на плате обозначены.
Отверстия под клеммы щеткодержателя- 4.2-4.5 мм. Под центральный винт-3.3-3.5мм. Фольгу с лицевой и обратной стороны по краям больших отверстий надо срезать сверлом вдвое большего диаметра.
На площадку по центру припаивается гайка М3, лучше латунная.
Для реализации переключения режима “зима-лето” как не хотелось, а придется точно по центру коробки щеткодержателя просверлить отверстие 3.5мм. Закрутив в него винт М3 х 8 закоротится на корпус клемма от резистора R1 и напряжение на зиму повысится. Расчетное значение 14.4В. Можно еще поднять, если уменьшить R1.
Для проверки подаем напряжение от регулируемого источника напряжения 10-16В. Плавно увеличивая, пристально смотрим на светодиод, когда же он погаснет. Тем самым определяем порог срабатывания. Корректируем, если надо резистором R2.
Умные дядьки в толстых книжках рекомендуют 13.8-14.0 для лета и 14.3-14.5 для зимы. А вообще это целая наука – температурная компенсация напряжения. Но тянуть к аккумулятору термодатчик никому не охота. Однако схемотехническое решение данной конструкции позволяет это сделать, даже посчитаны номиналы для входного делителя под датчик NTC10k, который опять же на материнках попадается. Может надо кому.
Окончательно убеждаемся в работоспособности, подключив к выходу регулятора автомобильную лампу, хотя бы ватт на 20. Должно светится и транзистор не греться.
Не забываем после настройки и проверки в указанном на плате контуре и пайку светодиода изрядно заквасить эпоксидным или нитролаком.
Как высохнет – идем к машине, ставим на генератор, заводим двигатель, меряем напряжение. Наблюдаем за весело мерцающим светодиодом, тем самым убеждаемся, что реле находится в зоне регулирования напряжения.
Буду рад, если принес кому-то пользу своей публикацией. Будут вопросы-отвечу.
Как проверить реле регулятора генератора? Делаем это правильно
Многим водителям полезно знать, как проверить реле регулятор генератора. Ведь проблемы с ним происходят сравнительно часто. Это самая распространенная неисправность генератора. При этом, аккумулятор перестает заряжаться, на приборной панели горит красный (обычно) ”глаз”, вопиющий о неисправности генератора. Кстати, не стоит сразу грешить на поломку реле. Практически все модели имеют предохранитель, защищающий его цепь.
При его срабатывании наблюдаются все симптомы «безвременно почившего» реле регулятора. Для начала загляните в блок предохранителей, и убедитесь в царящем там порядке. Если причина не там, тогда следует проверять работу регулирующего прибора.
Содержание
Как проверить реле регулятора генератора? Для ответа на этот вопрос, следует разобраться, какими бывают реле регуляторы (шоколадки). Чаще всего можно встретить 3 разновидности реле:
- 591,3702-01, это самые старые реле. Они ставились на первые ВАЗовские машины. Расположен такой регулятор отдельно от генератора, на крыле. Именно из-за их внешнего вида все реле подобного типа называют «шоколадками». До сих пор можно встретить на старых отечественных авто, а также на некоторых мотоциклах;
- Я112В – это более современное реле, в нем применена интегральная схема регулировки;
- Я212А – наиболее распространенный сейчас тип реле-регулятора.
При описании использовались отечественные варианты маркировки. На иномарках стоят аналогичные приборы. Но, наименования могут отличаться. Что не мешает производить проверку одинаковыми способами.
Для проверки вам понадобится вольтметр, лампочка 12 В, а также источник питания. Идеальным вариантом будет зарядное устройство с регулируемым напряжением. Для начала его работы придется воспользоваться аккумулятором, иначе автоматика не даст команды для подачи питания на крокодилы. Если, в наличии нет такого зарядного устройства, то можно воспользоваться автомобильным аккумулятором. Точность будет чуть ниже, но этого будет достаточно, чтобы произвести проверку.
Я112В. Этот регулятор уже создан по интегральной схеме, что делает его более точным. Для большей точности он устанавливается прямо на генератор. Может быть, как в сборе со щеточным узлом, так и без него. Тут все зависит от модели.
Для проверки необходимо сделать цепь. Для этого «масса» подключается к корпусу регулятора. Плюс подается на вывод «Б». Лампочка подключается к выводам «Ш» и «В». Далее включаем зарядное устройство на 12 В, этого для начала достаточно. Включенная в цепь лампа, должна загореться. Если повысить напряжение до 14,5 В, она должна гореть, не переставая. Как только этот порог будет пройден, то лампочка потухнет. При возвращении напряжения меньше 14,5 В, она опять загорится. При неисправном регуляторе, лампочка либо вообще не включится, либо будет работать даже при большем напряжении.
Я212А. В целом, процесс проверки регулятора такого типа схож с описанным выше. Но, имеются некоторые отличия. В первую очередь они касаются подключения регулятора. Все приборы такого типа собраны с щеточным узлом. Это довольно удобно, позволяет при необходимости быстро заменить и изношенные щетки, и поврежденное реле. При проверке такого типа прибора лампочка подключается на контактные щетки. При этом минус и плюс идут на соответствующие выводы реле-регулятора. В остальном проверка происходит аналогично предыдущему варианту.
Что делать при неисправности?
Некоторые водители недооценивают важность реле-регулятора. При проблемах с этим прибором аккумулятор не сможет полноценно заряжаться или наоборот, будет получать максимально возможный ток, что приведет к выкипанию электролита. Откладывание замены неисправного реле приведет к выходу из строя аккумулятора. Замена которого, обойдется вам значительно дороже небольшой релюшки.
Если вы обнаружили проблемы с этим прибором в пути, а ехать вам еще далеко, то временно заменить регулятор может обычная лампочка на 12 В. Это конечно не полноценное реле, но, доехать до дома без чрезмерной нагрузки на аккумулятор вы сможете. Делается это следующим образом (рассмотрим сначала на примере 591,3702-01):
- Реле отключается от генератора;
- Выводы «В» и «Б» соединяются между собой кусочком провода;
- Вывод «Ш» соединяется с корпусом щеточного узла;
- Провод, идущий на контакт «30», необходимо отключить и максимально надежно заизолировать;
- Лампочка врезается в провод, идущий на вывод «15».
- В интегральных реле-регуляторах подключение происходит немного по-другому:
- Реле отключается от диодного моста;
- Лампочка подключается к проводу, идущему от генератора на реле.
Перед тем, как трогаться в путь убедитесь, что все собрано как полагается. Для этого, понаблюдайте за реакцией лампы на изменение оборотов двигателя. На больших оборотах она горит ярче, при снижении оборотов она горит «тише». Это говорит о процессе зарядки.
Другие причины
Помимо неисправности реле-регулятора, проблемы с зарядкой могут быть вызваны и другими причинами. Желательно проверить их перед началом проверки «шоколадки». Это может значительно облегчить вам работу по поиску неисправности. Итак, пропасть зарядка может по следующим причинам:
- Окислившиеся контакты. Попробуйте зачистить выводы аккумулятора и клеммы, идущие на них. Во многих случаях такое действие помогает восстановить нормальный уровень зарядки;
- Износившийся щеточный узел. Щетки не должны быть короче 1,5 см., при меньшей длине они не достают до контактного кольца, и ток не вырабатывается. Иногда при неправильной установке узла, одна щетка может изнашиваться больше, что также приводит к пропаже заряда;
- Проблема может также быть вызвана перегоранием диодного моста (выпрямителя). Если все остальные элементы генератора в порядке, то проверьте работоспособность этой части конструкции.
Заключение. Вне зависимости от модели вашей машины, вы не застрахованы от снижения уровня заряда. Чтобы, избежать более сложных проблем, каждому автолюбителю необходимо знать, как проверить реле регулятора генератора. Это поможет выявить наиболее распространенную болезнь автомобильного генератора.
Источники:
http://genrem.narod.ru/publ/skhemy_generatorov/skhemy_avtomobilnykh_generatorov/reguljatory_naprjazhenija_ja112a_i_ja112v_primenenie_zamena_putanica/10-1-0-151
http://progiavto.ru/news/diagnostika_reguljatora_naprjazhenija_ja112v/2014-09-23-4069
http://ustroistvo-avtomobilya.ru/akkumulyator-generator-starter/proverka-integral-ny-h-regulyatorov-napryazheniya-irn/
http://www.radiokot.ru/circuit/analog/home/55/
http://autoflit.ru/1960-kak-proverit-rele-regulyatora-generatora-delaem-eto-pravilno.html