17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отключить вентилятор охлаждения

Как управлять вентилятором (кулером) ноутбука.

У большинства производителей ноутбуков предусмотрен автоматический контроль оборотов, вентилятора системы охлаждения ноутбука. Но бывают ситуации, особенно летом, когда система охлаждения еле справляется со своими прямыми обязанностями. Вы запустили мощную игру или оцифровываете видео, нужна стабильность работы без зависаний и тротлинга. Корпус ноутбука становится горячий, на некоторых моделях прогревается клавиатура, знакомая ситуация?

Есть выход – взять управление кулером ноутбука на себя и перейти в ручной режим! Но Вы должны понимать, что всегда есть риски, вентиляторы (кулеры) у всех ноутбуков разные, с разным ресурсом наработки на отказ и техническими характеристиками. То есть Вы должны понимать, что при поломке вы будете пенять сами на себя.

Для начала посмотрим температуры и обороты кулера при серфинге в интернет, скайпах, вордах и всякой мелочевки в автозагрузке. Aida 64 всё покажет.

В моем случае обороты вентилятора составляют 2500 RPM (оборотов в минуту).

Запустим для примера winrar с тестом производительности и прогреем ноутбук минут 5, сразу видны другие показатели температуры процессора и оборотов вентилятора системы охлаждения ноутбука.

В моем случае обороты составили 3500 RPM, а температура поднялась с 43-44 градусов до 65-66, температура видеокарты 49, моста PCH 64, что в принципе не превышает температурных лимитов процессора и других компонентов ноутбука. Но случаи и температуры бывают разные, и всегда хочется иметь запас. Запускаем маленькую программку, выставляем скорость вентилятора на 100% и при тех же условиях получаем другие цифры.

Обороты кулера удалось повысить до 4400, это предел его технических характеристик, процессор 61 градус, видеокарта 45, мост PCH 60. Везде удалось понизить температуру на 4-5 градусов. Но у каждого ноутбука своя система охлаждения и цифры будут разные.

Заходим по ссылке и скачиваем NoteBook FanControl текущая версия 1.6.3, есть поддержка Intel CoffeeLake, ApolloLake and AMD Ryzen.

Устанавливаем с правами администратора и запускаем. Программа абсолютно бесплатна.

В правом верхнем углу нажимаем кнопочку, нам нужно из списка выбрать производителя ноутбука и свою модель. В моем случае моего ноутбука Asus N53SV я не обнаружил и выбрал более позднюю модель из серии N, Asus N56VZ, программа подгрузила профиль и я смог управлять вентилятором и температурами.

Список моделей ноутбуков очень большой, пробуйте. Справа внизу есть шестеренка, нажимаем на неё и можем выбрать автозагрузку NoteBook FanControl вместе с windows, сворачивание программы в трей и цвет температуры процессора в трее.

Далее всё интуитивно понятно.

Включаем сам сервис – положение переключателя Enabled, ниже видим текущую температуру процессора, а ползунком задаем обороты вентилятора в процентах. Если сдвинуть ползунок до упора вправо, можно включить автоматический режим.

Что самое интересное, в моем случае обороты вентилятора упали до 2000 и ноутбук стал бесшумным с вполне рабочими температурами. При заводском управлении вентилятором, обороты не снижаются ниже 2500. Это легко проверить, достаточно переключить режим работы программы в Disabled и посмотреть обороты кулера в Aida64.

Программа NoteBook FanControl очень полезная как для увеличения оборотов вентилятора ноутбука, так и для снижения их при работе без нагрузки (сёрфинг в интернет, набор текста, просмотр фильмов). Пробуйте, подбирайте свою рабочую схему. Надеемся, статья была полезной.

Присоединяйтесь к нашей группе в VK, чтобы, не пропустить новые статьи, скидки и другие вкусняшки. Для подписчиков группы действует скидка 10% на все виды работ.

Поздравляем всех с днем Защитника Отечества и сообщаем наш график работы в эти дни: 24. 02 – работаем с 10:00 до 15:00

Наверное, каждый пользователь хотел бы иметь “идеальный компьютер”, но как показывает практика, бывают сбалансированные компьютеры.

Уважаемые клиенты! Сообщаем вам, что с 1-го ноября мы теперь работаем по будням до 18:00. Приходите, обращайтесь! Будем рады помочь!

Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» — он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости. Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора. Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

Читать еще:  Как снять кнопку сигнала на ваз 2107

Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя;

  • Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить;
  • Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители.
  • Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

    Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

    Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

    Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:

    «Залипли» контакты реле. Если контакты реле зафиксированы в положении «Включен», электродвигатель будет стартовать сразу после пуска мотора автомобиля;

  • Проблема с датчиком. В ситуации, когда электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора начал включаться раньше времени, чаще всего виноват датчик температуры. В такой ситуации следует его заменить;
  • Заклинил термостат. Если вентилятор охлаждения радиатора не оснащается отдельным датчиком для контроля температуры, он будет руководствоваться общим показателем. Когда термостат заклинивает и не позволяет охлаждающей жидкости перейти на «большой» круг, она быстро перегревается, и электропривод вентилятора включается. Поскольку жидкость не попадает на радиатор, работает вентилятор «в холостую», и температура охлаждающей жидкости снижаться не будет, что приведет к скорому перегреву мотора. Также возможно заклинивание термостата в промежуточном положении, из-за чего не будет обеспечиваться достаточное охлаждение жидкости, что приведет к постоянной работе вентилятора.
  • Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

    Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

    Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

    Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;

  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.
  • Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

    Управление кулером процессора – лучший способ избавиться от шума в системном блоке

    Высокая производительность современных компьютеров имеет и обратную сторону: повышенное тепловыделение от чипов, установленных на системной плате, видеоадаптере, и даже в блоке питания. Именно поэтому, практически каждый ПК оснащен достаточно мощной системой охлаждения. Наиболее недорогой, простой и распространенный вариант — это охлаждение устройств посредством радиаторов, установленных непосредственно на чипы, и охлаждающих их вентиляторов.

    Но три или больше установленных вентилятора издают достаточно сильный шум. Отключить кулеры нельзя, так как произойдет перегрев компьютера со всеми вытекающими из этого неприятностями. Но как тогда бороться с шумом, который со временем становиться все сильнее из-за износа механической части вентилятора и выработки смазки? Ответ один: взять управление вентиляторами компьютера в свои руки. О том, каким способом этого добиться, и будет наша публикация.

    Способы решения проблемы

    Сегодня, все материнские платы, чипсет, видеоадаптер и центральный процессор, в обязательном порядке оснащены температурными датчиками, благодаря которым можно контролировать температуру этих элементов с помощью аппаратных средств ПК или программного обеспечения. Снизив обороты кулеров, не допуская перегрева процессора и системы в целом, можно эффективно бороться с шумом создаваемым вентиляторами.

    Есть и еще несколько способов: заменить вентиляторы на более тихие, или модернизировать всю систему охлаждения ПК, установив существующей элементы Пельтье. Можно приобрести дорогостоящее охлаждение на жидком азоте, вложив в это предприятие довольно крупную сумму кровно заработанных. Далее, речь пойдет о наиболее простом и дешевом способе – управления скоростью кулера процессора и других элементов вашего ПК.

    Чтобы управлять вентиляторами вашего ПК существует несколько вариантов:

    1. Использовать специальное ПО.
    2. Регулировать обороты вентиляторов из BIOS.
    3. Применить устройство, под непонятным названием «Реобас».
    4. Понизить напряжение питания кулеров искусственным путем.

    Какие вентиляторы поддаются регулировке

    Перед тем как приступить к выбору определенного способа управления вентиляторами, следует знать, что управлять вращением устройств с 2 — проводным подключением можно только изменением питания, однако получить информацию о его скорости вращения нельзя.

    Трех пиновые кулеры имеют обратную связь с управляющей платой. Но для решения этого вопроса необходимо включать устройство, чтобы получить достоверные данные о частоте вращения мотора. Это умеют делать лишь некоторые модели контроллеров.

    В 4 — проводных вентиляторах помимо проводов питания, обратной связи и земли, имеется вход ШИМ, который дает возможность линейного управления питанием вентилятора, которое позволяет изменять скорость вентилятора на процессоре, устанавливая до 10 % от максимальной.

    Настройка частоты вращения кулеров из BIOS

    • Перезагрузите ПК и, нажав клавишу DEL, войдите в Bios.
    • Найдите пункт, отвечающий за настройку параметров вентиляторов. На большинстве системных плат это пункт Advanced Chipset.Функция Always Fan должна быть активна (Enabled ).
    • Выберите для каждого доступного кулера показатели 50-70% и нажмите Esk.
    • Сохраните настройки, выделив Save & Exit Setup, после чего нажмите Ok.
    • После перезагрузки, шум от кулеров должен пропасть.

    После изменения настроек следите за температурой процессора и материнской платы.

    Настройка вращения вентиляторов при помощи стороннего ПО

    Всем тем, кто не нашел нужной опции в Bios, посвящено огромное количество специализированного программного обеспечения. В этой публикации хотелось бы рассмотреть полностью бесплатную утилиту Speed Fan. Эта программа управления вентиляторами компьютера позволяет очень быстро снизить обороты некоторых кулеров и гарантированно избавить вас от раздражающего шума.

    • Войдите на сайт разработчика по адресу: www.almico.com
    • Скачайте установочный пакет Speed Fan.
    • При запуске программы появляется окно на английском языке. Для изменения языка на русский откройте вкладку «Configure» после «Options» и в окошке «Language» выбрать язык «Русский», после чего нажать Ok.
    • Русскоязычный интерфейс утилиты выглядит так:
    • Дождитесь, чтобы утилита определила тип вашей системной платы.
    • Если эта процедура не увенчалась успехом, то зайдите во вкладку «Частоты» и выберете производителя своей «материнки» вручную.
    Читать еще:  Как открыть заведенную машину без ключа

    Важно! Эта утилита, как и большинство подобных для некоторых системных плат бесполезна. Следует попробовать другую программу.

    • В окошках, отражающих скорость вращения вентилятора, поставьте значение 50-60% от максимальной.
    • После этой операции сразу уменьшится шум кулеров. Это будет говорить о том, что обороты снижены.

    Управление вентиляторами ПК механическими средствами

    В качестве механического управления, можно использовать устройство под названием Реобас, о котором говорилось в начале статьи. Этот аппарат монтируется в лицевую панель ПК, в отсек для CDRom. Он имеет один или несколько ручных регуляторов на своей панели, с помощью которых происходит управление кулером процессора и других элементов, оборудованных вентиляторами. При необходимости мы приобретем и установим все необходимые комплектующие.

    Подключаться сей девайс может напрямую в слот PCI. Дополнительное подключение к FAN разъему системной платы даст возможность контроля частоты вращения кулеров их операционной системы.

    Следует понимать, что Реобас достаточно дорогая игрушка, поэтому прежде чем приобретать этот аппарат попробуйте использовать программное обеспечение, которое и быстрее установить и абсолютно бесплатно распространяется среди разработчиков.

    Что делать, если вентилятор охлаждения постоянно работает: причины, способы решения проблемы и рекомендации

    В автомобиле есть множество важных узлов и от того, насколько качественно они работают, зависит качество работы машины в целом. Одна из таких – система охлаждения. Часто на некоторых моделях случается, что постоянно работает вентилятор охлаждения. Это не очень хороший признак. Недостаточное охлаждение двигателя может привести к перегреву мотора – а это, в свою очередь, может вылиться владельцу в крупную сумму на капитальный ремонт. Но если знать причины такой работы в системе охлаждения, можно быстро выявить, где скрыта неисправность и устранить ее. Для того, чтобы найти поломку, не нужно особых знаний и навыков. С этим может справиться даже начинающий. Существует не так много причин, почему постоянно работает вентилятор охлаждения.

    Принцип работы вентилятора в системе охлаждения

    Одна из причин, по которой вентилятор может постоянно работать или часто включаться, заложена в принципе действия системы. Запускается вентилятор по команде специального датчика. Он распложен на нижней части радиатора. Данный сенсор отвечает за показатели температуры охлаждающей жидкости. Если она больше, чем нужно, тогда вентилятор радиатора запустится.

    Термостат

    Двигатель может перегреваться по вине термостата. Часто случается, что механизм данного элемента заклинивает. Вентилятор, в свою очередь, обязательно реагирует на это. Сам термостат остается открытым только наполовину.

    Как проверить термостат системы охлаждения

    Протестировать его довольно просто. Для этого необходимо завести мотор и прогреть его до таких температур, когда сработают клапаны этого механизма. Узнать температурный порог можно прямо на корпусе устройства. Обычно это 72 или 80 градусов. Затем необходимо проверить температуру на нижнем и верхнем патрубке. Если оба имеют примерно одинаковую температуру, тогда причина, почему постоянно работает вентилятор охлаждения, найдена. Рекомендуется тщательно осмотреть клапаны термостата после его демонтажа. Ремонтировать данный узел бесполезно (проще и дешевле купить новый). Кстати, если данный элемент демонтирован, его можно проверить без установки в автомобиль. Для этого термостат помещается в емкость с водой, которая затем подогревается. По наростающей, клапан должен открыться. Если этого не произошло, устройство вышло из строя.

    Помпа системы охлаждения

    Иногда причиной того, что вентилятор охлаждения постоянно работает и не выключается, является водяной насос. Температура охлаждающей жидкости в радиаторе растет, потому что скорость ее движения замедлена. Когда жидкость попадает в радиатор охлаждения, антифриз просто не успевает охладиться до нужных температур и проходит на следующий круг. При этом жидкость еще больше разогревается.

    Неисправности насоса

    Зачастую, помпа не прекращает свою работу внезапно. Вначале насос подает различные сигналы о поломках – например, постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя или часто включается.

    Главной причиной отказа насоса считается подшипник – он заклинивает или же разрушается. О том, что помпа вышла из строя, можно понять по характерным звукам из-под капота. Они похожи на некий вой или же стук. Звуки эти можно слышать даже на холостых оборотах. Начинающие автомобилисты часто не обращают на эти шумы внимания. Стуки насоса принимаются за неисправности распределительного вала. Чтобы устранить поломку, следует заменить помпу. В зависимости от модели, можно установить только переднюю часть насоса и заменить подшипник.

    Забитый каналы системы охлаждения

    Часто мотор подвергается перереву вследствие заторов в системе охлаждения. Ситуация усложняется еще и тем, что диагностировать данную проблему бывает довольно сложно. Поэтому, если вентилятор охлаждения постоянно работает или включается чаще обычного, не лишней будет промывка каналов СОД. В большинстве случаев этих мероприятий более чем достаточно, чтобы все работало правильно. Также специалисты рекомендуют не ограничиваться только промывкой, но и дополнительно продувать радиатор.

    Как очистить систему охлаждения

    При очистке каналов системы охлаждения и радиатора также заменяют и антифриз. Чтобы выполнить промывку, старый тосол нужно слить. Затем внутрь системы заливают достаточно крепкий раствор на основе лимонной кислоты. Это эффективное народное средство, но существуют и различные жидкости с присадками.

    Забитый радиатор

    Автовладельцы с опытом знают, что радиатор устанавливается в передней части автомобиля. При движении он обдувается ветром и воздухом с улицы. Также именно на радиатор приходится вся грязь и дорожная пыль. На элементе скапливается тополиный пух, перья птиц и многое другое. Со временем весь этот мусор забивается внутрь пластин, снижая тем самым эффективность теплообмена. Встречный поток воздуха плохо остужает антифриз. Он нагревается и вентилятор охлаждения постоянно работает.

    Как промыть радиатор

    Чтобы исправить ситуацию и обезопасить мотор от губительного перегрева, рекомендуется прочистить элемент. На большинстве современных авто вначале необходимо демонтировать деталь, но часто можно выполнить очистку и без демонтажа.

    Воздушные пробки в системе охлаждения

    Для опытных автовладельцев воздушные пробки – это совсем не секрет. Возникают они по причине некоторых ошибок в процессе замены охлаждающей жидкости. Также причинами служат протечки в системе. Антифриз не может равномерно прогреваться. Это и приводит к нестабильности в работе вентилятора. Он часто включается или вовсе работает без перерыва – в радиатор попадает горячая охлаждающая жидкость. Прежде чем пытаться устранить эти самые пробки, необходимо проверить систему на утечки. Если они обнаружились, тогда их следует устранить. Далее нужно удалить пробки. Для этого необходим компрессор. От дросселя откручивают одну трубку, которая подводит жидкость. Затем к горловине расширительного бачка подключают компрессор и начинается подача воздуха. Двух-трех минут будет достаточно, чтобы ушли все пробки.

    Проблемы с датчиком температуры

    Если постоянно работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 2107, то часто виной всему является датчик температуры радиатора как на карбюраторных, так и на инжекторных авто. В большинстве случаев он просто находится в замкнутом состоянии.

    Утепление на зимний период

    Многие автомобилисты во время зимы пытаются утеплить радиатор – есть мнение, что так двигатель будет быстрее прогреваться и получится сэкономить топливо. Однако, во время оттепелей температура воздуха повышается. Если установлен утеплитель, то двигатель не сможет эффективно охлаждаться. Это может быть ответом на вопрос о том, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора. Но это достаточно редкая причина.

    Подведем итог

    Итак, среди самых популярных причин, по которым вентилятор работает нестабильно, можно выделить проблемы с электроникой. Именно на это жалуются большинство автовладельцев на профильных форумах. Многие решают данную неисправность заменой датчика и предохранителей. И это помогает. В половине случаев вопрос удается решить заменой термостата. Также ситуацию можно улучшить при помощи чистки радиатора.

    Читать еще:  Что лучше приора или четырка

    Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

    Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

    Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

    Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» — он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

    Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости. Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора. Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

    Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

    На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

    Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

    Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

    Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

    Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

    Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

    Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

    Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя;

  • Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить;
  • Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители.
  • Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

    Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

    Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

    Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:

    «Залипли» контакты реле. Если контакты реле зафиксированы в положении «Включен», электродвигатель будет стартовать сразу после пуска мотора автомобиля;

  • Проблема с датчиком. В ситуации, когда электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора начал включаться раньше времени, чаще всего виноват датчик температуры. В такой ситуации следует его заменить;
  • Заклинил термостат. Если вентилятор охлаждения радиатора не оснащается отдельным датчиком для контроля температуры, он будет руководствоваться общим показателем. Когда термостат заклинивает и не позволяет охлаждающей жидкости перейти на «большой» круг, она быстро перегревается, и электропривод вентилятора включается. Поскольку жидкость не попадает на радиатор, работает вентилятор «в холостую», и температура охлаждающей жидкости снижаться не будет, что приведет к скорому перегреву мотора. Также возможно заклинивание термостата в промежуточном положении, из-за чего не будет обеспечиваться достаточное охлаждение жидкости, что приведет к постоянной работе вентилятора.
  • Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

    Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

    Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

    Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;

  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.
  • Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

    Источники:

    http://chip-centr.ru/kak-upravlat-ventilatorom-kulerom-noutbuka
    http://okeydrive.ru/ventilyator-oxlazhdeniya-radiatora-ne-rabotaet-ili-ne-vyklyuchaetsya/
    http://systech.ru/vopros_otvet/upravlenie-kulerom-processora-luchshijj-sposob-izbavitsya-ot-shuma-v-sistemnom-bloke.html
    http://fb.ru/article/278826/chto-delat-esli-ventilyator-ohlajdeniya-postoyanno-rabotaet-prichinyi-sposobyi-resheniya-problemyi-i-rekomendatsii
    http://okeydrive.ru/ventilyator-oxlazhdeniya-radiatora-ne-rabotaet-ili-ne-vyklyuchaetsya/

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: