Как одеть хомут на шланг
Проволочный хомут как простейший способ соединения шлангов
Необходимые инструменты и материалы
Каждый мужчина сталкивался с соединением шланга и водяной трубы или крана. Обычно это простая процедура: одел плотно шланг на трубу и включил воду. Но такое соединение часто пропускает воду, да и сам шланг порой слетает. Тогда на помощь к нам приходит проволочный хомут, который способен выручить в сложной ситуации.
Современный проволочный хомут – устройство и эксплуатация
В первую очередь хотелось бы четко определиться с понятиями: что на самом деле можно называть хомутами. Итак, это устройство, имеющее форму кольца, как правило, изготовленное из легких сплавов металла. Имеет механизм затягивания в форме специальной гайки, в основном, с червячной резьбой, а также, в зависимости от моделей, на гайке применяют метрическую резьбу. В нашем случае основание устройства имеет как бы проволочную основу, но изготовлено из достаточно прочного металла, который при стягивании не деформируется.
В современном варианте стягивающим элементом является как раз гайка с метрической резьбой, при закручивании которой механизм плотно облегает поверхность, при этом капитально зажимая ее на рабочем основании. Область применения хомутов довольно широка, но спектр действия рассчитан на создание герметичного соединения шлангов, резиновых труб с твердыми основаниями, патрубками. С помощью хомута можно герметично соединить водяной трубопровод с резиновым шлангом и не бояться, что где-то может быть протечка.
Даже гофрированная труба для вытяжки крепится при помощи хомута к дымоходу и не пропускает продукты сгорания в помещение.
Изначально такое устройство было создано как раз не для бытовых нужд, а для автомобилестроения. Хомуты являются немаловажным элементом в двигателе практически любого автомобиля. Спросите – почему? Дело в том, что двигатель машины во время работы, за счет вибрации, находится в подвижном состоянии, а различные соединения, подача топлива, масла – это различные патрубки. Как раз резиновые патрубки и имеют свободный ход, и равномерно вибрируют вместе с двигателем, при этом выполняя свои обязанности по подаче топлива. Ну, а крепят их к металлической основе хомутами, они способны обеспечить надежное, герметичное, а главное, прочное соединение важных узлов двигателя.
Хомуты пружинные проволочные: зажимы на все случаи жизни
Среди такого крепления особенно хочется выделить один вид изделия: хомуты пружинные проволочные, которые работают по принципу прищепки, такие крепления полностью соответствуют своей специфике. Данная технология и позволяет монтировать их по назначению без применения дополнительного инструмента. Конструкция такого устройства – это утолщённая упругая проволока, причем достаточно жесткая, что позволяет ей держать заданный диаметр. На краях имеются два «ушка», которые и выполняют функции «прищепки».
Для того чтобы установить такой хомут на место эксплуатации, достаточно сжать пальцами «ушки», при этом диаметр хомута увеличится, после его можно одеть на патрубок. Вот и весь процесс монтажа такого универсального зажима. Не исключено, что скептики могут засомневаться, что такое простое устройство может создать плотное герметичное соединение. Но можем вас уверить, соединение достаточно крепкое и надежное, эти аргументы напрямую подтверждают законы физики. Все дело в том, что рассчитаны такие устройства на применение в местах с перепадами температур.
В нормальной среде крепежный механизм оказывает на соединение свое рабочее давление, при нагревании металл начинает расширяться, тем самым усиливая свойство зажима в несколько раз. У данного устройства есть небольшой побочный эффект, обычно со временем такой зажим имеет свойство пережимать резиновый шланг, приводя его в негодность. Не рекомендуется использовать такой крепеж в двигателе автомобиля, или же можно применять его с последующей заменой.
Как сделать хомут из проволоки – народная технология от и до
Хорошо, когда в хозяйстве есть такой элемент крепления. Конечно, такая вещь не каждый день бывает необходима, но есть моменты, когда без хомута просто не обойтись, особенно это относится к автовладельцам. Но если вы постоянно забываете купить такую деталь для своего набора, давайте вместе разберемся, как сделать хомут из проволоки, имея минимальный набор инструментов и материалов.
Для этого нам понадобится сама проволока, которая должна быть достаточно мягкой, но в то же время довольно прочной. Из инструментов пригодится отвёртка и универсальные плоскогубцы, которые можно найти практически в любом доме. Теперь пошагово рассмотрим весь процесс, который, как вы догадались, при наличии минимума элементов будет достаточно простым.
Как сделать хомут из проволоки – пошаговая схема
Шаг 1: Отмеряем нужную длину проволоки
Первым делом давайте откусим проволоки столько, сколько требует диаметр нашего соединения. Измерительные приборы нам не нужны, достаточно обернуть край проволоки вокруг патрубка и на глаз прикинуть концы для скрутки, обычно хватает 50-60 миллиметров. После складываем проволоку вдвое и плоскогубцами откусываем лишнее. Сводим концы вместе, так чтоб они были на одном уровне.
Шаг 2: Правильное устройство хомута
Теперь, когда у вас в руках проволока, согнутая вдвое, необходимо на месте сгиба сделать правильное “ушко”, причем диаметр “ушка” должен совпадать с отверткой, которая должна свободно входить в него. Чтоб выдержать такой размер, достаточно разогнуть концы, вставить между ними отвертку и снова их свести вместе. Конечно, лучше всего для таких целей подойдет крестовая отвертка, она по всей длине ровная и не имеет расширения, в отличие от плоской. Далее нужно отогнуть полученное “ушко” в сторону, относительно длины проволоки, оно будет выполнять функцию замка.
Шаг 3: Детальный монтаж самодельного хомута
Только что вы сделали хомут из проволоки своими руками, ничего, если он с виду неказистый, главное, чтобы он качественно выполнял свои функции. Осталось установить его на свое почетное место и плотно скрутить. Для этого обогните его вокруг патрубка, обязательно в том виде, в котором он есть, а именно вдвойне, и скрестите концы между собой. После вставляем в “ушко” отвертку, цепляем второй конец и по часовой стрелке проворачиваем несколько раз до появления плотного соединения. Помните, что во время зажима не стоит сильно усердствовать, вы должны чувствовать, когда нужно остановиться, чтобы проволока не лопнула. Если на только что установленном хомуте остались слишком длинные концы, рекомендуем их откусить кусачками.
Не исключено, что с первого раза у вас не получится установить хомут из проволоки, сделанный своими руками, возможно, у вас не выйдет скрутка, или вы перетянете его, но не отчаивайтесь, повторите процедуру изготовления крепления еще раз. Мы уверены, что после нескольких попыток у вас получится качественное и герметичное соединение, и эта нехитрая технология всегда выручит вас в трудную минуту. Терпение и труд все перетрут! Но все-таки на будущее держите в хозяйстве несколько хомутиков разного диаметра, они обязательно пригодятся!
Захомутали
ЗАХОМУТАЛИ
/ПРОЙДЕМСЯ ПО РЫНКУ
БЕРЕГИТЕ ШЛАНГИ СМОЛОДУ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Хомуты системы охлаждения встретишь у всех отечественных (разве что у «Запорожца» их не было) и большинства импортных автомобилей. Зачем они нужны, объяснять, наверное, не нужно. Под капотом располагаются не только двигатель и радиатор, а еще и хитросплетение разных шлангов и патрубков. Хомутами все это как раз и пристыковывают друг к другу.
Бывают они четырех видов: ленточные, проволочные, скобообразные (как на выпускной системе «жигулей») и червячные. Ленточные потихоньку начинают исчезать с автомобилей и на рынке их практически не найдешь. Скобо-образные тоже отмирают, как не обеспечивающие должной герметичности соединения. Проволочные используются на некоторых иномарках, в первую очередь, «японках». На последнем варианте — червячных хомутах — мы решили остановиться.
При кажущемся большом выборе на прилавках рынков и магазинов нам попались изделия четырех фирм (см. фото). Купили по два образца каждого вида и горку патрубков, для которых они предназначены. Программа проверки состояла из осмотра с пристрастием и оценки хомутов и патрубков после затяжки предельным усилием. Рвутся — не рвутся, режут — не режут. Итак.
Одно из преимуществ червячного хомута перед старыми ленточными — удобство затяжки. С наиболее «правильными» из них можно работать крестовой и шлицевой отвертками, рожковым и накидным ключом («на 7» или «8») и даже соответствующей торцевой головкой. Если хомут не очень «правильный», торцевая головка, а также одна из отверток могут не подойти. Отвертки — по причине несоответствующей прорези, головка — из-за слишком короткого червяка, когда надеть инструмент мешает сама лента хомута. Пользоваться головкой в последнем случае крайне неудобно — она попросту соскакивает.
Каков результат? Самые удачные хомуты — «Норма» и их копия (см. фото 1, 2). У двух других, в том числе «родного» вазовского, будут неудобства при использовании торцевой головки. К «вазовцу» также не подойдет шлицевая, а к его коллеге с Тайваня (фото 3) — крестовая отвертки.
Идем дальше — проверим, сколь ласковы будут хомуты к патрубкам. Ведь и тем, и другим приходится трудиться в нелегких условиях. Двигатель во время работы постоянно колеблется в моторном отсеке, а радиатор закреплен относительно кузова неподвижно. Из-за этого даже хорошие хомуты немного подрезают резину. Плохие же режут патрубки на порядок быстрее.
Проверка показала, что среди тестируемых и в этом нет единодушия. Зато есть закономерность. Способов «нарезать резьбу» на ленте — два. Или делать прорези, или насечки выдавливанием. Оказалось, последний вариант предпочтительнее. Два хомута с такой лентой («Норма» и ее копия) обошлись со шлангами куда бережнее.
1. Изготовитель / NORMA.
Размеры / 25–40 мм.
Инструмент — головка (ключ) «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.
Понравился. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов резины.
2. Изготовитель / неизвестен
Размеры / 25–40 мм.
Инструмент — головка «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.
Очень неплохо. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов. Очень хорошая копия NORMA. Единственное отличие от оригинала — цвет винта. Здесь он имеет желтоватое покрытие.
3. Изготовитель / неизвестен, Тайвань.
Размеры / 32–51 мм.
Инструмент — головка «на 7» (неудобно), шлицевая отвертка.
Неплохо, но если затягивать очень туго, патрубки придется менять чаще. Головка червяка располагается близко к ленте. При затяжке хомута до предельного момента происходят смятие и надрыв ленты. После снятия хомута на патрубке остаются надрезы на резине.
4. Изготовитель / неизвестен, с конвейера ВАЗа.
Размер / не указан.
Инструмент — головка «на 8» (неудобно), крестовая отвертка.
Жить будет, но очень уж неудобен — головка червяка расположена близко к ленте. При затяжке хомута до предела происходят смятие и срез ленты или даже надрыв. После удаления хомута на патрубке остаются порезы.
ЧТОБЫ НЕ ОПЛОШАТЬ
Автолюбители зачастую вспоминают о системе охлаждения только после появления пара из-под капота или (реже) при отказе отопителя салона. Если стал уменьшаться уровень «Тосола» в расширительном бачке, первое, что стоит посмотреть, насколько герметичны соединения патрубков системы охлаждения с радиатором или двигателем. Течи увеличиваются в холодное время года. Чтобы найти места потеков, утром сразу после пуска холодного двигателя осмотрите все соединения патрубков системы охлаждения. Некоторые антифризы в месте протечек оставляют следы.
На хомутах «Норма» при перетяжке срезается пара зубьев (на ленте), а вот «вазовский» или тайваньский могут порваться.
Вот что может сделать плохой хомут с патрубком за несколько лет.
Хомуты для шлангов – просто и надежно!
Весной перед началом дачного сезона у многих неминуемо встает вопрос: как надежно и без подтеканий закрепить поливочный шланг на штуцере водопроводной трубы? Сегодня вместо обычной проволоки и других подручных средств широко используются удобные и надежные шланговые хомуты.
Производители предлагают целый ряд различных по конструкции, цене и качеству хомутов. Особым спросом пользуются проверенные временем червячные и силовые хомуты. Они способны обеспечить прочное герметичное соединение гибких шлангов и патрубков, работающих в условиях механических нагрузок и повышенного давления.
Червячные хомуты
Данный вид стяжного крепления состоит из ленты с прорезями, червячного замка и винта. При вращении последнего кольцо сжимает или разжимает шланг, равномерно распределяя по периметру обжимное усилие. Замок упирается в прорези и надежно удерживается даже в условиях сильной вибрации. Червячный хомут имеет высокую прочность на растяжение и стойкость к разрыву.
Выпускаемые сегодня хомутовые изделия с червячным зажимом можно разделить на три вида в зависимости от конструкции:
• Хомуты с просеченной лентой находятся на самой низкой ступени качества, поскольку не выдерживают многократного использования, а просечки со временем могут повредить и деформировать резину шланга. • Хомуты с формованной накаткой более совершенны, их конструкция обеспечивает большее прижимное усилие. Благодаря абсолютно гладкой внутренней стороне и скругленным кромкам лента не «травмирует» материал шланга. Их изготавливают из оцинкованной или нержавеющей стали, что повышает рабочий ресурс изделий.
• Хомут «бабочка» будет особенно интересен садоводам и дачникам. Для его установки и снятия не нужна ни отвертка, ни ключ. Прочный пластиковый барашек позволяет рукой приложить необходимое усилие для затягивания. Его можно использовать в труднодоступных местах, куда с инструментом не подберешься.
Силовые хомуты
Усиленный тип обжимного крепления применяется для эластичных, жестких, толстостенных, армированных рукавов и шлангов, работающих в условиях повышенного давления. Высокие зажимные свойства силовых хомутов обеспечивают высокую степень герметичности шлангового соединения и позволяют использовать их в условиях больших нагрузок.
Благодаря высочайшему качеству ленты и стягивающего механизма, изделия не теряют своих свойств при многократном применении. Они не подвержены ржавлению, поскольку изготавливаются из нержавеющей стали или из высококачественной стали с защитным цинковым, алюминиевым или медным покрытием.
Важно! Силовые хомуты в отличие от червячного имеет малый ход зажима, поэтому при выборе вы должны точно знать внешний диаметр зажимаемого шланга, иначе хомут не в состоянии будет обеспечить качественный зажим рукава.
Механизм, стягивающий ленту, может быть одноболтовым или двухболтовым. На надежность крепления шланга эта разница не оказывает влияния. Усиленный хомут с одним болтом будет удобнее затягивать в труднодоступных местах.
Широкий размерный ряд хомутов для крепления шлангов в интернет-магазине «Крепком» позволяет создавать поливочные системы любого диаметра и сложности.
Виды и правила установки хомутов для шлангов
Хомуты обязательно используют при монтаже сантехнического оборудования. Они необходимы для крепежа и стяжки кабелей, шлангов и труб. На рынке имеется широкий ассортимент стяжек. Их можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Алгоритм довольно прост. Его знание поможет предупредить возникновение аварийной ситуации.
Хомуты для шлангов
Особенности хомутов
По внешнему виду хомут представляет собой кольцо, оснащенное специальной прокладкой и стяжками.
Популярность элементов из данной категории обусловлена следующими преимуществами:
- универсальность;
- легкость монтажа;
- надежность;
- долговечность.
Металлический хомут применяют в различных сферах жизнедеятельности: установка и ремонт трубопровода, обслуживание транспортных средств и бытовой техники. Для максимальной эффективности нужно подобрать прочный элемент крепления и осуществить монтаж в полном соответствии с предписанными нормами. При отсутствии необходимых знаний и опыта работать с топливными, обжимными и червячными хомутами должен специалист.
Классификация
Пружинные хомуты для шлангов бывают нескольких видов. Детали могут быть сделаны из:
- круглой проволоки – используют в системах охлаждения (только низкое давление);
- пружинной стали – необходим для приборов, работающих при высокой нагрузке (шланги ДВС, двигатель внутреннего сгорания, патрубки радиатора);
- плоской ленты – подходит для малонагруженных узлов (бытовая техника).
При монтаже оборудования нет необходимости применять специальные инструменты. У хомута имеются два зубца, посредством которого увеличивают размеры фиксирующего кольца. Название детали объясняется пружинными свойствами исходного материала. Пружинные зажимы редко внедряют в системах высокого давления.
Чтобы добиться надежной фиксации, используют хомуты червячного типа. Оба конца детали объединяют посредством уникального элемента.
Силовые хомуты используют для фиксации армированных шлангов. В перечне наиболее распространенных присутствуют универсальные зажимные элементы. Они способны функционировать при разных температурных режимах.
Ленты могут иметь:
- сквозные отверстия – такие изделия делают из резины, чем обусловлена их невысокая прочность;
- два выступа (отверстия отсутствуют) – они направлены в две разные стороны;
- выпуклости, расположенные на наружной стороне (отверстий нет) – считаются наиболее прочными.
Обжимные изделия также классифицируют, ориентируясь на конструкцию и назначение. Хомуты также бывают спиральными, проволочными, силовыми и трубными. Детали, оснащенные усиленным крепежом и уплотнением из резины, часто называют силовыми шарнирными устройствами.
Главной особенностью обжимных хомутов является наличие бандажа, характеризующегося определенной толщиной. Манжету делают из рифленой резины. Она предупреждает повреждения разного характера при затягивании деталей. Благодаря этому происходит снижение уровня шума и вибрации во время применения трубопровода.
Как подобрать необходимые детали
Хомуты для крепления шлангов выбирают, учитывая следующие факторы:
- материал, из которых делают стяжки;
- вид конструкции;
- вероятность возникновения повреждений;
- диаметр трубы;
- расстояние между фиксируемыми деталями;
- комплектация;
- тип соединения;
- устройство хомуты.
Приспособления для стяжки бывают раздельными и цельными. Последние изготавливают из пластика. Элементы из первой группы состоят из крепежной части и непосредственно хомута. Наличие первой поможет прикрепить деталь к потолку или стене.
Неизменным размером обладает лишь пружинный хомут, поэтому при его подборе следует обратить внимание на исходные данные. Чтобы их получить, необходимо провести необходимые замеры посредством штуцера. В раскрытом состоянии хомут должен быть больше трубы или шланга (максимальное значение), диаметр стянутой детали обязан соответствовать обозначенному минимуму.
Изделия фасуют по наборам. 10 деталей хватит для фиксации нескольких шлангов. Если потребность в демонтаже возникает регулярно, рекомендуют приобрести комплект, состоящий из 200 хомутов. Материал изготовления – один из самых важных критериев. Приспособления из нержавеющей стали является гарантией надежного и долгосрочного соединения. Изделия из пластика можно применить для фиксированного и подвижного соединения.
Как сделать деталь собственными руками
Чтобы сделать стяжку (хомут топливного шланга, системы охлаждения) самостоятельно, потребуются следующие инструменты:
- штангенциркуль;
- ножницы для резки металлических изделий;
- дрель;
- молоток;
- гаечный ключ;
- плоскогубцы.
К исходным материалам причисляют оцинкованную жесть, кусок резины. Также потребуются подходящие шайбы, болты и гайки. К необходимым параметрам относят диаметр шланга (трубы), ширина и длина предполагаемой детали. Размер отверстий определяют, ориентируясь на сечение болтов.
Заводские хомуты в специализированном магазине представлены в широком ассортименте. Их делают из пожаробезопасного полимера и нержавеющей стали.
Как происходит монтаж
Пружинные хомуты для шлангов системы охлаждения устанавливают посредством плоскогубцев и пассатижей. После сдвижения концов стяжку надевают на патрубок (шланг или рукав). Чтобы добиться надежной герметизации и фиксации, необходимо создать требуемое температурное расширение. Соединение труб из металлопластика осуществляют посредством пресс- или обжимного фитинга. При завинчивании детали происходит сжатие гильзы и плотное затягивание внутренней поверхности трубы и штуцера.
Пружинные самозатягивающиеся хомуты
Пружинный хомут (самозатягивающийся) – крепежный элемент, изготовленный из полосы пружинной стали и имеющий два выступающих конца для зацепления. Он предназначен для крепления эластичных патрубков и шлангов в охладительных и отопительных системах, чаще всего автомобильных. Чтобы закрепить пружинные хомуты нужно сдвинуть концы для зацепления с помощью пассатижей или плоскогубцев и надеть на шланг, рукав или патрубок. Пружинный хомут обеспечивает надежную фиксацию и герметизацию, особенно при температурных расширениях.
Пружинный хомут не используют при высоких давлениях. Особенность такого хомута в том, что он даже при колебании температур, сжатии и расширении системы способен обеспечивать надежную герметизацию, подстраиваясь за счет пружинного механизма.
Преимущества пружинного хомута: 1.Компенсирует температурные расширения;
2.Выдерживает колебания температур, сжимания и расширения систем отопления или охлаждения;
4.Температуростойкость от –40°С до 200°С;
5.Равномерное распределение зажимной силы;
6.Достаточно широкий размерный ряд.
Сфера применения. Как уже говорилось, пружинные хомуты используются в автомобилестроении и машиностроении. Помимо этого хомуты нашли своё применение в аквариумистике, компьютерной технике с водным охлаждением.
Как выбрать пружинный хомут? Так как пружинный хомут относятся к хомутам с неизменяемым размером, нужно тщательно его подобрать. Нужно измерить максимальный и минимальный размеры шланга при помощи штуцера. Хомут в раскрытом состоянии должен превышать максимальное значение, а в сжатом – соответствовать минимальному значению.
Виды пружинных хомутов
Пружинные самозатягивающиеся хомуты бывают трех видов:
1.Из круглой проволоки для низких давлений. Такие хомуты применяются в системах охлаждения и подачи смазочно-охлаждающей жидкости на жестких шлангах.
2.Из плоской пружинной ленты для малонагруженных узлов. Такие хомуты применяются в кулерах компьютеров, в холодильниках и в другой бытовой технике, которая не подвергается значительным нагрузкам.
3.Из специальной пружинной стали 50CrV4 или 51CrV4. Они используются в тех местах, где предполагается высокая нагрузка. Например, в двигателе внутреннего сгорания, на патрубках радиатора, на шлангах охлаждающей системы ДВС.
Существует пружинный хомут с чекой. При монтаже такого хомута не нужны специальные инструменты при установке. Нужно установить хомут на желаемое место, выдернуть чеку и пружинный хомут сам обжимает шланг или патрубок.
Источники:
http://remoskop.ru/sdelat-homut-provolochnyj-pruzhinnyj.html
http://www.zr.ru/content/articles/3453-zahomutali/
http://krepcom.ru/blog/products-articles/khomuty-dlya-shlangov-prosto-i-nadezhno/
http://trubygid.ru/ustanovki-homutov-shlangov
http://kupi-homut.ru/articles/pruzhinnye-samozatyagivayushhiesya-xomuty/