Как обжать клемму на проводе в автомобиле
Как обжимать клеммы плоскогубцами?
Дата: 06.02.2016 // 0 Комментариев
Данная статья наверняка будет более полезна не только автомобилистам, но и может пригодиться любому домашнему мастеру. Столкнувшись с обжимом клемм лучше всего использовать правильный инструмент, а именно — кримпер для обжима автомобильных клемм. Но, увы, не у каждого он есть, а если есть необходимость обжать одну клемму в месяц, то смыла в покупке кримпера нет. Сегодня мы попытаемся обжать клемму подручными средствами и покажем, как обжимать клеммы плоскогубцами.
Как обжимать клеммы плоскогубцами?
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.
Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.
Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.
На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.
Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.
Обжимаем провод в наконечнике без специнструмента
Когда требуется срочно запрессовать провод в стальном наконечнике, а под рукой не оказалось специальных инструментов – можно действовать различными способами (фото ниже).
Часто для этого выбираются совсем неприемлемые решения, не обеспечивающие надежного соединения. Нередко место соединения пытаются расплющить молотком (зубилом), а иногда просто сдавливают его в тисках. Перечисленные способы, как правило, не дают нужного результата, а только портят используемые заготовки.
Способы опрессовки
Известны эффективные методы обжатия провода, для реализации которых потребуется простейший слесарный инструмент, имеющийся в хозяйстве большинства пользователей.
Возможные варианты решения проблемы приводятся ниже:
- Использование для запрессовки фирменного кернера (фото ниже).
- Лужение и последующая запайка контактного соединения газовой горелкой.
- Опрессовка с помощью винта и обжима в тисках.
Рассмотрим каждый из этих подходов более подробно.
Кернер с молотком
Запрессовка посредством кернера – самый простой и быстрый способ решения проблемы, не требующий чрезмерных усилий. Для его реализации потребуются кернер, тиски и обыкновенный молоток.
Прядок опрессовки выглядит следующим образом:
- Сначала очищенная от изоляции часть провода вставляется в наконечник.
- Затем конструкция кладется на массивную и жесткую подкладку – поверхность наковальни, тисков или широкую плоскость кувалды.
- После этого посредством кернера делаются последовательные углубления на одной из сторон гильзы с одновременным ее расплющиванием.
- Керны делаются с шагом порядка 2-3 мм, а при ударах стараются не пробить гильзу.
- Затем наконечник переворачивается и обрабатывается с обратной стороны.
Дополнительная информация : Количество и глубина сделанных набивок зависят от длины и рабочего диаметра наконечника.
В заключение обработанное место обматывается изолентой.
Соединение пайкой
Этот способ особо интересен тем, кто постоянно занимается припоями и имеет в хозяйстве газовую горелку. И хотя он не подходит под категорию “обжатие” – тем не менее с его помощью проблема решается достаточно быстро.
Для его реализации нужно проделать следующие операции:
- Сначала провод и внутренняя часть наконечника тщательно облуживаются, после чего у его лопатки просверливается небольшое отверстие.
- Далее зачищенный конец проводника заводится внутрь, а сам наконечник обматывается стеклолентой.
- После этого он прогревается пламенем горелки, а в расположенное сверху отверстие заливается оловянный расплав.
При прогреве олово растекается и заполняет пустоты. Намотанная ранее лента из стекловолокна препятствует его вытеканию.
Опрессовка в тисках с помощью винтов
Для решения проблемы с обжатием существует еще один способ. Согласно ему берутся два длинных винта подходящего диаметра, по длине полностью перекрывающих прессуемую часть гильзы (фото ниже).
После сжатия всей этой конструкции в тисках провод надежно спрессовывается по контуру винтов. После этого остается обмотать место соединения изолентой и использовать наконечник по назначению.
Как обжать автомобильную клемму и провод
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
- Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
- Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
- Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
- На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
- После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
- снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
- надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»). - выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
- устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера; - обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.
соединение проводов в автомобиле
Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉
Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка – соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути – но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих – провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле “условно допустимым”, с учетом вышесказанного. Напоследок опишу “свой” способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.
О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил – опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения – термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант – это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.
Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос “можно ли паять провода в автомобиле?” существует ровно два правильных ответа – “да” и “нет”. 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому – мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что “НЕЛЬЗЯ”, чем читать лекцию.
Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе – при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне – нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются “срали-мазали”. Второй нюанс – применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же – проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки “несвежих” проводов – а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах – провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет “одножильным” и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.
Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы – провода должны хорошо паяться, потому что флюса там – минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения – иначе как браком назвать нельзя.
То есть подытоживая – паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения – пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.
Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда – не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых – Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда – я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох – и заработал. Второй случай – я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 – дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле – обжимке.
Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь – вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков – только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно – нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.
Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй – от 8 до 300 квадратов. Оба – в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и “отечественный” КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже – порядка 70-75 баксов судя по яндексу.
Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае – около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 – это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.
Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.
Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример “что это такое”.
Данные соединители – достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т – с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т
Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы – СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.
Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉
Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.
Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем – то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея – то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты – можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать – тут уж каждый решает сам.
Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли – буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku – там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ – что-то забываю, что-то специально. 😉
Как обжимать клеммы плоскогубцами?
Дата: 06.02.2016 // 0 Комментариев
Данная статья наверняка будет более полезна не только автомобилистам, но и может пригодиться любому домашнему мастеру. Столкнувшись с обжимом клемм лучше всего использовать правильный инструмент, а именно — кримпер для обжима автомобильных клемм. Но, увы, не у каждого он есть, а если есть необходимость обжать одну клемму в месяц, то смыла в покупке кримпера нет. Сегодня мы попытаемся обжать клемму подручными средствами и покажем, как обжимать клеммы плоскогубцами.
Как обжимать клеммы плоскогубцами?
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.
Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.
Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.
На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.
Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.
Источники:
http://diodnik.com/kak-obzhimat-klemmy-ploskogubcami/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d38230cd5135c00ad1384d4/5de799e2c49f2900b166f736
http://inomarki-remont.ru/kak-obzhat-avtomobilnuju-klemmu-i-provod.html
http://uncle-sem.livejournal.com/202122.html
http://diodnik.com/kak-obzhimat-klemmy-ploskogubcami/