Что обязан сотрудник дпс при остановке
Обязанности инспектора ДПС при остановке транспортного средства
Для каждого водителя остановка инспектором ДПС на дороге является неприятным моментом. Дело в том, что мы просто не знаем своих прав и обязанностей полиции на дороге, поэтому всегда боимся получить определенные неприятные моменты от общения с сотрудниками этой службы. На самом деле, стоит изучить законы, связанные с отношениями полицейского и гражданина, поскольку в будущем развитие правового государства подразумевает много важных тонкостей, в частности, взаимодействие с полицией станет нормальным процессом. Поэтому нужно перестать бояться каждой встречи с ГИБДД и воспринимать взмах полосатой палочкой перед вашим автомобилем как возможность пообщаться с человеком и расширить свой круг впечатлений.
Ваша встреча с полицейским может оказаться неприятной только в том случае, если вы нарушили правила. Если же никаких нарушений нет, можно полностью избавиться от страхов и получить вполне адекватные возможности общения с инспектором. Поэтому в первую очередь для спокойного общения в ГИБДД следует прекратить нарушать правила дорожного движения. В нашей стране все больше регулировки дорожного движения приходится на радары и камеры, поэтому нарушать сегодня совершенно не выгодно. Как вы можете убедиться на практике, нарушая правила, вы не выигрываете ни в плане времени, ни в плане денег. Поэтому будьте осторожны и запомните несколько простых правил встречи с сотрудником полиции.
Главные обязанности инспектора ГИБДД при остановке автомобиля
Первым делом, что бы ни случилось, и по какой бы причине ни произошла остановка, инспектор обязан представиться. Вы можете переспросить фамилию и звание, а также переписать номер удостоверения, если вам это необходимо. Предъявить удостоверение сотрудник полиции обязан по требованию. Водитель же имеет право находиться в автомобиле до тех пор, пока полицейский не попросит его выйти для определенных процедур проверки. Передача документов в руки полицейскому – законное требование, вопреки доводам многих псевдоюристов. Также в обязанности инспектора входят следующие действия:
- вежливое общение с водителем, отсутствие повышенных тонов и окрашенной в негативные эмоции лексики;
- препятствование незаконным действиям (к примеру, тайная съемка является незаконной, а вот с предупреждением инспектора все становится легальным);
- соблюдение порядка проверки документов и отсутствие искусственного затягивания времени выполнения проверок;
- предупреждение о совершенных нарушениях или прочих проблемах, которые присутствуют у транспортного средства или непосредственно водителя;
- предложение водителю подписать протокол о нарушении правил дорожного движения (можно делать это прямо в автомобиле.
Вас могут попросить выйти из машины только в том случае, если инспектор заподозрит крайне неприятные нарушения. К примеру, для получения оснований медицинского освидетельствования необходимо убедиться, что водитель может находиться в состоянии алкогольного опьянения. Также выйти из машины сотрудники ГИБДД просят в случае совпадений по описанию транспорта с ориентировками на разыскиваемые автомобили. Если вы ничего не нарушали и не воровали автомобиль, можете смело выходить из авто и доказывать, что инспектор не прав. Но лучше обойтись без грубостей, так как права полиции в последние годы значительно расширили.
Как инспектор ГИБДД может проводить досмотр автомобиля?
Одно из самых отъявленных нарушений полиции на дорогах – проведение досмотра транспортного средства. Многие водители интуитивно понимают, что просто так посмотреть их багажник полиция не имеет никакой правовой возможности. Но незнание законов заставляет каждый раз безмолвно открывать крышку багажника и показывать все его содержимое. Инспекторы ГИБДД действительно имеют полное право потребовать досмотр багажника, но в таком случае необходимо соблюдение определенной процедуры, которая гарантирует вам безопасность. Возможно, вы везете очень ценные вещи, а инспектор окажется алчным и захочет их украсть. Процедура досмотра следующая:
- инспектор формирует нормальный повод досмотра, в частности, происходит розыск автомобиля вашей марки или есть ориентировка на перевозку наркотиков;
- приглашаются двое понятых из числа прохожих, но никак не полицейские или знакомые инспектора (это могут быть ваши попутчики);
- багажник открывает владелец автомобиля, инспектор находится на расстоянии вытянутой руки от машины;
- осмотр происходит только со стороны, полицейский не имеет права запускать руку в багажник и передвигать там определенные вещи;
- сотрудник ГИБДД может попросить водителя передвинуть или перевернуть какие-либо вещи в багажнике;
- также полицейский имеет право попросить поднять фальш-пол, чтобы изучить область хранения запаски;
- по результатам досмотра багажника обязательно составляется документ – протокол досмотра.
Если при всем этом у инспектора возникнет подозрение в том, что вы перевозите запрещенные грузы, он имеет право арестовать вас до выяснения обстоятельств, вызвать группу быстрого реагирования полиции и добавить вам проблем в жизни. В протоколе инспектор описывает процесс досмотра и делает вывод, что подозрительные предметы не обнаружены. Если протокол не составлен, досмотр произведен с нарушениями, вы можете подать жалобу на конкретного служащего дорожной полиции. Впрочем, лично для вас ничего приятного это также не даст.
Что делать, если сотрудник ДПС ведет себя недопустимым образом?
Особенно важен вопрос о том, как поступать в случае неуставного поведения инспектора ГИБДД. Каждый день в интернете появляются новые видео с героями полицейскими, которые останавливают автомобили в нетрезвом состоянии, без документов или разнарядки на патрулирование, а также на личных автомобилях и без жезлов, с претензиями и без уставного представления водителю. Инспекторы используют методы запугивания и прочие неприятные ситуации, которые нередко заставляют водителя испугаться и следовать всем указаниям сотрудника дорожной полиции. В таком случае нужно сделать следующее:
- вежливо предупредить сотрудника полиции о том, что он нарушает описанные в законе отношения полиции и граждан;
- по возможности записать его разговор на регистратор или мобильный телефон, предварительно предупредив об этом;
- закрыть двери и окна автомобиля, чтобы избежать агрессивного проявления со стороны неадекватного инспектора;
- позвонить по номеру горячей линии ГИБДД (495) 694-92-29 и доложить о сложившейся ситуации;
- на место выедет патрульная служба, которая быстро разберется с тем, кто и почему виновен в сложившейся ситуации;
- обязательно дождаться приезда сотрудников полиции, не подпуская к себе неадекватного инспектора;
- по приезду службы описать все события и показать видео или включить аудио в записи тех событий.
Все это поможет вам легко получить необходимую законную защиту от противоправных действий. Но будьте осторожны. Если инспектор вел себя вполне адекватно, а вы просто решили избежать законного наказания и оклеветать сотрудника ДПС, подобное поведение будет адекватно наказано. Лучше пользоваться горячей линией ГИБДД в явных случаях напора и требования взятки. В таком случае вы все равно не избежите наказания за совершенное нарушение, но сможете защитить себя и других водителей от действий неадекватного инспектора. Вот типичный пример крайне ловкого и не совсем законного поведения инспектора ДПС:
Подводим итоги
Нормальное отношение полиции к водителям сегодня встречается гораздо чаще, чем невероятное хамство и попрошайничество, которое имело место ранее. Сегодня полиция запугана обилием камер и других средств фиксации, жесткие увольнения при требовании взятки являются одним из самых важных неприятных моментов в службе. Поэтому в большинстве случаев ГИБДД старается вести себя нормально. Если же вам встретилось на дороге исключение, дайте знать об этом на горячую линию инспекции. Только так можно своими руками излечить ДПС от хамства и безобразия. Впрочем, таких неприятных проявлений там осталось еще очень много.
Если вы хотите полностью защитить себя от произвола ГИБДД, не нарушайте правила. Когда вы уверены в своей правоте, даже самый искусный требователь взяток получит по заслугам. Но для этого нужно хорошо знать правила дорожного движения, а также понимать все обстоятельства возможного наложения штрафа или конфискации прав на определенный период. Знать свои обязанности также важно, как и обязанности инспектора ГИБДД. Когда был последний раз вашей неприятной встречи с сотрудниками ДПС, и действительно ли что-то поменялось в последние годы?
Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС (ГИБДД)
Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС (ГИБДД) 25.12.2019 13:06
Вопросами, связанными с остановкой инспекторами ГИБДД, интересуется большая часть автолюбителей, т.к. многим из них до конца непонятны их права и обязанности в этой ситуации. Могут ли представители Госавтоинспекции остановить без повода?
Как правильно себя вести при общении с сотрудниками ДПС? На что имеют право работники дорожно-патрульной службы и водители? На эти и другие важные вопросы будут даны ответы ниже.
Законодательное урегулирование
Сотрудники ГИБДД, равно как и другие должностные лица, в работе руководствуются инструкциями и иными документами, закрепленными на законодательном уровне. В первую очередь, это, конечно же, ПДД, которые были утверждены ПП №1090 от 23 октября 1993 года. С момента утверждения они неоднократно претерпевали изменения, которые важно отслеживать.
Если говорить об остановке транспорта, то в Правилах ей посвящена глава 3 Административного регламента №664, утвержденного приказом МВД РФ от 23 августа 2017 года. С ним рекомендуется подробно ознакомиться всем автовладельцам, т.к. он содержит массу полезной информации.
Порядок остановки автомобилей инспекторами ГИБДД
В регламенте, действовавшем ранее, сотрудникам ДПС запрещалось останавливать ТС вне стационарных постов. Однако, существовали и исключения, к примеру, допущение водителем нарушений ПДД, проведение спецопераций.
Актуальный регламент допускает остановку инспекторами автолюбителей в любом месте, разумеется, если она не запрещена. При необходимости остановки машины инспектор может выразить соответствующее требование голосом через громкоговоритель или жестом руки. Дополнительно сотрудник ГИБДД вправе воспользоваться жезлом или диском с красным сигналом, направив их на ТС. В целях привлечения внимания водителя может быть также применен световой сигнал либо звуковой (свисток). Если водителя останавливают в темное время суток, то наличие светового сигнала является обязательным условием (но с оговоркой – если такая возможность есть).
Могут ли сотрудники ГИБДД остановить ТС без причины?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к ст. 84 регламента, где указаны причины для остановки транспорта. Как правило, причинами остановки становятся:
• Нарушение водителем ПДД. Данные о нарушении могут быть получены инспектором самостоятельно или переданы ему другими сотрудниками, участниками дорожного движения, дежурным и т.д.
• Профилактические мероприятия. Часто Госавтоинспекция организует различные мероприятия, а также рейды, направленные на выявление и предотвращение нарушений.
• Нарушение закона водителем или его пассажирами. Если у инспекторов ДПС есть сведения о том, что лицо (лица), находящееся в машине, совершило преступление или правонарушение, они также вправе произвести остановку. Источником информации могут выступать ориентировки, сообщения дежурного, либо других сотрудников.
Также послужить причиной остановки могут следующие обстоятельства:
• Людей в автомобиле хотят привлечь в качестве понятых (к примеру, при досмотре другого транспортного средства или освидетельствовании на состояние опьянения).
• При возникновении ЧС (крупного пожара, аварии, утечки опасных веществ и т.д.) или иных обстоятельств, когда требуется срочно остановить машины.
• Наличие данных о том, что транспортное средство может находиться в розыске и/или оно использовалось в противоправных целях.
• Наличие данных (в том числе – визуально зафиксированных), что на машине могло быть совершено дорожно-транспортное происшествие.
• Пассажиров и/или водителя нужно опросить в качестве свидетелей.
• Если нужно временно ограничить движение, либо обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта (к примеру, кареты скорой помощи).
• Нужно проверить документы на перевозимый груз, сам автомобиль или право управления.
• Требуются люди для оказания помощи на дороге.
• Если сотрудники хотят использовать транспортное средство гражданина.
Последний пункт вызывает большое количество споров в сети, поэтому его нужно рассмотреть более подробно. Согласно п. 2.3.3. ПДД, водитель должен предоставить машину:
• Сотрудникам полиции, органов ФСБ и государственной охраны в случаях, предусмотренных законом (ст. 13 ФЗ «О полиции», ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 15 ФЗ «О государственной охране»).
• Фармацевтическим и медицинским работникам для перевозки граждан до ближайшего лечебно-профилактического учреждения, если существует угроза их жизни.
При необходимости использования ТС, сотрудник должен:
• Сообщить об этом водителю, уточнив цель и маршрут (за исключением ситуаций, когда машина нужна для преследования преступников). Разъяснить об ответственности в случае отказа.
• Управлять автомобилем должен сам водитель, но только при условии, что отсутствуют основания для его отстранения.
• После использования транспортного средства и его возврата, сотрудники должны по просьбе водителя внести соответствующую запись в путевой лист, указав: должность, фамилию, реквизиты служебного удостоверения, наименование организации, продолжительность поездки, пройденное расстояние, а фармацевтические и медработники должны предоставить талон установленного образца.
Если в результате использования автомобиля гражданина ему был нанесен ущерб, органы ФСБ и ФСО должны возместить убытки в порядке, установленном законом.
Как уже говорилось выше, лицо, отказавшееся предоставить машину, может быть привлечено к ответственности – в соответствии со ст. 12.25. КоАП. Однако, штраф за это правонарушение не столь высок и составляет 500 руб., поэтому многие предпочитают уплатить его, а не рисковать собственным автомобилем. Тем более известны случаи, когда под видом правоохранителей ТС завладевали мошенники.
Как должны вести себя водитель и сотрудник ГИБДД в случае остановки?
Конечно же, в первую очередь, после требования инспектора водителю нужно остановиться – в противном случае сотрудники ДПС вправе прибегнуть к погоне. После принудительной остановки доказать, что это не было сделано специально будет проблематично.
После остановки выходить из машины не требуется (конечно, если сотрудник впоследствии об этом сам не попросит), нужно сидеть и дожидаться инспектора. Инспектор ГИБДД, в свою очередь, должен подойти, представиться и разъяснить причину остановки. Водитель имеет право потребовать показать ему удостоверение, а сотрудник не может ему отказать.
Если целью остановки является привлечение водителя в качестве свидетеля, понятого, либо он подозревается в совершении правонарушения, то инспектор обязан разъяснить водителю его права и обязанности.
Обе стороны (как водитель, так и сотрудник ГИБДД) должны вести себя вежливо и корректно. Кроме того, инспектору не разрешается:
• Останавливать водителей в местах, где это запрещено (исключение составляют ЧС).
• Принимать от гражданина финансовые средства, предметы и вещи.
• Фальсифицировать документы.
• Вносить в документы граждан пометки, кроме мест, где они должны быть.
Если инспектор просит предъявить документы, передать их нужно в руки, а не показать их на расстоянии. Инспектор вправе выразить требование о предъявлении документов, если:
• Есть подозрения, что документы были подделаны.
• Водитель подозревается в совершении преступления или находится в розыске.
• Лицо, управлявшее автомобилем, допустило нарушение и необходимо составить протокол.
Также представитель ДПС вправе попросить водителя выйти из транспортного средства, в случае когда:
• Есть подозрения, что он употреблял алкоголь, либо запрещенные вещества.
• Требуется его помощь.
• Есть подозрения, что состояние здоровья водителя является неудовлетворительным.
• Нужно устранить нарушения, связанные с перевозкой груза.
• Действия, совершаемые водителем, представляют угрозу для сотрудника Госавтоинспекции.
• Возникла необходимость в: досмотре водителя или транспортного средства, сверке номеров кузова и/или двигателя. Также водителя могут попросить выйти из машины для совершения иных процессуальных действий.
Можно ли фиксировать общение с сотрудниками ДПС?
Сейчас в сети интернет можно увидеть большое количество роликов общения водителей с инспекторами Госавтоинспекции. Но можно ли фиксировать общение с ними?
Норма о запрете записи в регламенте отсутствует, однако, раньше там прямо указывалось, что сотрудники ГИБДД не могут препятствовать видеосъемке. Таким образом, можно прийти к выводу, что сейчас они могут запретить снимать их. Аналогичной позиции придерживаются и представители Федерации автовладельцев России, отмечающие при этом, что в случае неповиновения требованиям водитель может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.3 КоАП. Снимать можно, но до того момента, как инспектор не потребует прекратить.
Главные ошибки водителя после остановки инспектором ГИБДД
Гаишники – особая категория людей! С ними нужно быть вежливым и твердым, настойчивым и деликатным. Следует знать, что можно и чего нельзя при общении с людьми в форме.
Для многих водителей контакт с сотрудником ГИБДД сродни микрострессу, даже если документы на автомобиль в полном порядке, Правила дорожного движения не нарушались, да и неоплаченных штрафов в виде долгового ярма не имеется. Люди нередко паникуют, либо напротив проявляют агрессию и совершают ошибки. Какие?
Только без хамства!
Грубость, пусть и неумышленная – это первое, что может растянуть общение с гаишником. “Командир, а что такое? Тороплюсь, не нарушал же!”, – после этой, сказанной в сердцах фразы, можно считать, что вы “приехали”. Есть вероятность, что инспектору сильно не понравится сказанное вами, и он из вредности начнет тянуть время, нарочито неспешно проверяя документы и вчитываясь в каждую букву. А затем еще и в багажник заглянет. Истории известны подобные случаи.
Решим все на месте?
Нарушили и хотите, так сказать, финансово загладить свою вину? Тогда помните – дача взятки должностному лицу наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
В патрульных машинах есть видеорегистраторы, а у гаишников – персональные средства видеофиксации. Улыбайтесь, вас записывают на камеру!
Я вам верю, можете не представляться!
После остановки инспектор ДПС должен следовать процедуре – внятно и четко представиться, назвав свою должность, а также причину остановки и по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение. Некоторые водители, увидев взмах полосатой палочки, на “автопилоте” лезут в бардачок за документами, не вслушиваясь в слова инспектора и тем более не требуя предъявить удостоверение. Нам кажется, что если вы вежливо и спокойно переспросите фамилию и должность служивого, то это станет тонким намеком на то, что вы спокойны и юридически грамотны.
Требовать удостоверение не будет лишним еще и потому, что на дороге встречаются мошенники, не имеющие отношения к правоохранительным органам. Так что особенно внимательно отнеситесь к нагрудному жетону и удостоверению.
Выйти или остаться?
Инспектор попросил вас покинуть машину и пройти в патрульный автомобиль, а вы согласились?
Ошибка! Гаишник может только попросить, а сидеть в салоне или находиться снаружи – личное дело водителя. В пункте 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года говорится о том, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Выходить из машины необходимо лишь в следующих ситуациях:
Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
Видео? Мы не в Голливуде!
Мы призываем и автомобилистов, и мотоциклистов при первом же удобном случае приобрести видеорегистратор. Во-первых, девайс в случае чего поможет вам при разборе аварийной ситуации – еще весной 2016 года президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому суды обязаны принимать в качестве обязательного доказательства фото- и видеозаписи при рассмотрении административных дел.
Во-вторых, объектив регистратора, направленный на сотрудника ГИБДД действует отрезвляюще и отбивает мысли о наживе и противоправных действиях. Проверено! Если дискуссия идет за пределами автомобиля, то воспользуйтесь камерой на смартфоне. На всякий случай.
Сделай так, как я хочу!
Инспектор может интересоваться, куда вы едете или как ваше самочувствие, намекая на возможное употребление алкоголя. Иногда звучат довольно странные просьбы показать язык: увидев белый налет, гаишник может принять вас за любителя наркотических веществ, хотя причины для этой особенности могут быть отнюдь не общественно порицаемые. На все эти вопросы и пожелания вы имеет право никак не реагировать или же коротко сказать, что чувствуете себя прекрасно и трезвы как стекло.
Досмотр? Осмотр? Какая разница?!
Разница есть и ее незнание может создать неприятную ситуацию. Осмотр – это визуальное обследование автомобиля и груза без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств. И да – инспектор имеет право его провести. Достаточным основанием для осмотра транспортных средств и грузов является наличие одного лишь подозрения в том, что они используются в противоправных целях.
“Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные (багажник и «бардачок» легкового автомобиля, кузов грузового автомобиля и т.п.). Результаты осмотра отражаются в акте, который составляется в произвольной форме. В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра транспортного средства и груза при наличии соответствующих оснований сотрудник полиции, вправе произвести досмотр”, – говорится в разъяснении. В отличие от осмотра, досмотр транспортного средства осуществляется либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Так что попытки хамить инспектору и доказывание противоправности его действий чреваты переходом на другой “уровень”.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД (выдержка из Административного регламента)
Основные права и обязанности инспекторов ГИБДД (а также других должностных лиц) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения закреплены в Административном регламенте МВД, утвержденном приказом МВД от 23 августа 2017 г. N 664 и Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции».
Выдержка из Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения:
. 6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право :
Статья 13 Федерального закона «О полиции».
6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
6.2. Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора.
6.3. Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.
6.4. Запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом МВД России и Министерством здравоохранения Российской Федерации, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий .
Далее также — «ДТП».
6.5. Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка.
6.6. Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
6.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
6.8. Доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
6.9. Направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения».
6.10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.
6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа ; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.
Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
6.12. Задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.13. Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
6.14. Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.
7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:
7.1. Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
7.2. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.
7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;
7.4. Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
7.5. Выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
7.6. Обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.
7.7. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
7.8. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
7.9. Участвовать в пределах своей компетенции в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, розыске и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, похищенных или угнанных транспортных средств.
7.10. Осуществлять государственный надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о ДТП.
7.11. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.
7.12. Уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.
Право узнавать причину остановки или ограничений движения
Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.
По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.
См. также:
Право объяснить свои действия или не давать показания
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.
См. также:
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.
В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.
См. также:
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.
Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
См. также:
Право ничего не платить на месте
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.
Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
См. также:
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.
См. также:
Право не отдавать водительские права без решения суда
Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.
См. также:
Право на медицинское освидетельствование
Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
См. также:
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
Источники:
http://avto-flot.ru/blog/obyazannosti-inspektora-dps-pri-ostanovke-transportnogo-sredstva.html
http://vsvlegalgroup.ru/stati/article_post/prava-i-obyazannosti-voditelya-pri-ostanovke-sotrudnikami-dps-gibdd
http://autorambler.ru/advice/glavnye-oshibki-voditelya-posle-ostanovki-inspektorom-gibdd.htm
http://www.zr.ru/content/docs/911728-prava-i-obyazannosti-sotrudnika/
http://journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/